Сибирцевский путь - 3
историко-биографический ремейк
Сибирцевский путь - 3
Путевые заметки
    Круглый стол посвящен 200-летию со дня рождения педагога-естествоведа, богослова, литератора, преподавателя духовной семинарии Михаила Ивановича Сибирцева.
    смотреть видео
    Нам пишут:
    Сибирцевский путь - 2
    историко-биографический ремейк
    12.02.2022 - 23.02.2022
    • Вадим Михайлов
      (Vadim MIKHAYLOV)
      куратор проекта (project's organizer)
    • Сибирцев Николай Михайлович
      (1860 - 1900)
      Выдающийся русский учёный, агроном-почвовед. Родился в г. Архангельске, окончил Петербургский ун-т в 1882 и по приглашению В. В. Докучаева (см.) принял участие в почвенных и геологических исследованиях Нижегородской губ. По окончании этих работ (1885) взялся за орг-цию первого в России естественно-исторического музея в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький). С весны 1887 принял участие в оценочных работах статистического бюро Нижегородского земства под руководством И. Ф. Анненского. В этих работах С. сделал серьёзную для того времени попытку увязать детальное исследование почв с их агрономической характеристикой и с экономическим изучением местности. В эти же годы Н. М. Сибирцев, по поручению Геологического комитета, провёл геологические исследования в Нижегородской и соседних губерниях. Он установил последовательность смены пермско-карбоновых отложений и доказал отсутствие перерыва между осадками каменноугольного и пермского возрастов для всей обследованной обширной территории. Результаты этих исследований послужили материалом для магистерской диссертации Н. М. Сибирцева (монография "Окско-Клязьминский бассейн. Геологический очерк").
    Пресса о проекте
      Путевые заметки - Travel notes
        Места и люди
        Нам пишут:
        Текст письма от 03.04.2022:
        «Здравствуйте, Вадим Александрович! Меня зовут Кирилл Руотси, я занимаюсь изучением рода Сибирцевых (являюсь потомком одной из ветвей этого рода). Был очень обрадован, когда прочитал в интернете про Ваш проект, посвящённый Н.М. Сибирцеву. Хотел узнать, на какой стадии сейчас находится "Сибирцевский путь"? Удалось ли уже посетить какие-то точки намеченного маршрута?
        Также хотел рассказать Вам про ещё одно интересное место, с которым связана архангельская семья Сибирцевых. Это Сидорова Слобода Верховажского района Вологодской области. Данный куст деревень, в прошлом составлявших волость, находится на самом севере области в 25 км от трассы М8. Именно отсюда берёт начало священнический род Сибирцевых. В Сидоровой Слободе родился дед Михаила Ивановича и, соответственно, прадед Николая Михайловича – дьячек Илья Михайлович Сибирцев. Он был сыном священника Ильинской Сидорослободской церкви. Дед и прадед Ильи также служили в этой церкви. Подробнее о связи Сибирцевых с этим местом Вы можете прочитать в приложенном к моему письму документе (содержащаяся там заметка писалась, правда, для несколько иной цели), а о самой Сидоровой Слободе можно почитать на сайте: http://sidorova-sloboda.ru/
        Проведя исследование рода Сибирцевых, я сумел выяснить, что выдающиеся представители этой фамилии не ограничивались семьёй М.И. Сибирцева. В других ветвях рода тоже были люди, прославившиеся в своих отраслях, о чём я также пишу в вышеупомянутой небольшой работе.
        Мне удалось найти целых три ветви фамилии с выдающимися людьми. Хотя они жили в разных местах, занимались разной деятельностью и наверняка ничего не знали друг о друге, их объединяют общие корни и место, где жили их предки. Этим местом как раз и является Сидорова Слобода. Сейчас там восстанавливается храм, разрабатываются инициативы по развитию поселения.
        Хотя я живу в Петербурге, уже много лет в летнее время я посещаю Слободу, поэтому также принимаю участие в деле её возрождения. От лица же своих соратников хочу сказать, что все мы будем рады, если Вы сможете в рамках "Сибирцевского пути" или в будущем посетить вместе со своими соратниками Сидорову Слободу. Думаю, что это будет не только важный эпизод в развитии Слободы как историко-туристического места, но и шаг в популяризации рода Сибирцевых (включая, конечно, и архангельскую их семью) на Вологодской земле.
        Буду ждать ответ!
        С уважением, Кирилл Руотси»
        Что такое "Уроки Сибирцевых"
        Информационно-культурологическое мероприятие/ ИКМ "Уроки Сибирцевых"/ "УС"

        в рамках волонтёрского проекта - историко-биографического ремейка "Сибирцевский Путь-2"/ "СП-2", приуроченного к 162-й годовщине со дня рождения автора первого отечественного учебника по почвоведению Николая Михайловича Сибирцева/ НМС (родился 13.02.1860 в г. Архангельске - скончался 02.08.1900 (даты даны по новому стилю), Воздвиженка / современный Альшеевский район Республики Башкортостан)

        Примерный план-макет ИКМ / продолжительность: 30/45/60т (вариативно)

        I/ Цель:

        Рассказать участвующим о замысле, маршруте и деталях проекта "СП-2" и о его связи с первым ("Рыбный Обоз-2"/ декабрь 2010/ накануне 300-летия М.В. Ломоносова), седьмым ("Ченслериада-2"/ август 2021/ посвящался 500-летнему юбилею английского мореплавателя Ричарда Ченслера) и восьмым ("Российско-Американская Миссия-2"/ ноябрь-декабрь 2021 / в честь 275-летия со дня рождения первого правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова) по счёту волонтёрскими проектами, все из которых стартовали в Архангельской области.

        II/ Задачи:

        Образовательные:

        - передать знания о жизненном пути НМС и сделанном им за короткую жизнь вкладе в науку почвоведение;

        - рассказать о докучаевской школе почвоведения и вкладе в развитие данной науки, который внёс в неё НМС;

        - дать краткую информацию о других представителях династии Сибирцевых из Архангельска, которую называли "семьёй-университетом" (отец Михаил Иванович Сибирцев / 1822 -1912, старший брат НМС - член-корреспондент Академии наук Иустин Михайлович Сибирцев/ 1853-1932, младшие братья Константин, Александр, Евгений);

        - развивать умения анализа соотнесённости разных исторических фактов и реалий;

        - формировать навыки оперирования данными, относящимися к разным областям знания (история, география, химия и т.д.);

        - стимулировать желающих к поисковой и исследовательской работе в части самостоятельного нахождения информации по затронутой тематике;

        - мотивировать желающих на углублённое изучение вопросов химии и связанных с ней дисциплин.

        Воспитательные:

        - воспитывать чувства патриотизма и гордости за оставивших свой след в истории соотечественников в привязке со связанными с ними местами на маршруте проекта;

        - формировать на примере связанных с проектом представителей династии Сибирцевых потребность в знаниях и тягу к непрерывному познанию окружающего мира, в т.ч. через самообразование;

        - стимулировать на соответствующих примерах стремление к преодолению физических трудностей и формирование волевых начал личности (неоднократно в период учёбы в Санкт-Петербурге Сибирцевы-сыновья ходили из Архангельска туда-обратно пешком);

        - доносить понимание приоритета отечественных учёных в развитии науки о почвах ("Воронежский куб" в качестве экспоната на проходившей в 1889 году в Париже всемирной выставке технических достижений).

        III/ Состав участвующих: по выбору организаторов ИКМ (возраст14+)

        IV / Площадки для проведения: музеи, библиотеки, дома культуры, учебные заведения (по согласованию) с учётом актуальных противоэпидемиологических ограничений.

        V/ Содержание:

        1/ Представление участников проекта "СП-2" и их роли в проекте:

        - Михайлов Вадим Александрович, уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова, ныне проживает в Подмосковье; автор идеи и куратор проекта;

        - Горюшин Игорь Олегович, представитель фирмы-партнёра проекта, ведущий страницы проекта "СП-2" (путевой дневник, фото, GPS-локация) на портале "МыОткрываем.РФ" по ссылке: http://wediscover.ru/sibirtsev (находится в Москве).

        2/ Ответное представление:

        Возможно заранее через представителей организатора попросить кого-либо из участвующих подготовить очень краткий устный рассказ о месте проведения ИКМ.

        3/ Вводная часть:

        Излагается общая информация о замысле, маршруте и деталях "СП-2" и о его связи с предыдущими проектами, стартовавшими в Архангельской области, а также о родственных проектах, в том числе о кинопроектах.

        4/ Разминочная часть:

        Предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся науки о почвах:

        - почему чернозём чёрного или тёмно-коричневого цвета?

        - какие основные типы почв известны ещё?

        - что такое гумус?

        - можно ли назвать Россию "чернозёмной державой"?

        - какие регионы Европейской части России относятся к чернозёмным?

        - где находится памятник русскому чернозёму?

        Задание выполняется без предварительной подготовки.

        Дополнительно можно предложить назвать этнохорОнимы/ катойкОнимы - как называются жители той или иной местности (города) на проекте: Архангельск / архангелогородцы, Нижний Новгород / нижегородцы, Санкт-Петербург / петербуржцы

        5/ Содержательная:

        По выбору ведущего ИКМ может быть сформулированы некоторые из жизненных уроков династии Сибирцевых, итогов и перспектив развития отечественной аграрной науки и сельскохозяйственной отрасли:

        - исследовательский характер деятельности членов семьи Сибирцевых;

        - практический аспект научно-просветительской деятельности членов семьи Сибирцевых;

        - деятельность в конце 1980-х - начале 1990-х гг. международной Комиссии "Мир и Продовольствие"

        - перспективная роль России в продовольственном обеспечении населения мира ("МК" от 09.01.2022);

        6/ Голосовательная часть:

        По выбору ведущего ИКМ участвующим может быть предложено выразить свою позицию в рамках так называемого рейтингового голосования. Участвующим можно предложить определиться по одному конкретному вопросу (варианты ответа "да")

        Вопрос на голосование:

        Поддерживаете ли вы идею о том, чтобы в Российской Федерации была учреждена международная премия в области агросферы и продовольствия?

        7/ Интерактивная часть (предварительно):

        При наличии приобретённого заранее комплекта образцов почв и их составляющих одному из участников ИКМ может быть предложено идентифицировать упаковки с ними: в какой именно находятся чернозёмная, серая лесная, подзолистая почвы, песок, глина, торф.

        8/ Разрядочная часть (факультативно):

        При возможности и при наличии времени можно рассказать участвующим о некоторых запомнившихся интересных или необычных моментах данного проекта или предыдущих проектов

        9/ Домашнее задание:

        Желающие могут подготовить небольшое исследовательское эссе (1 стр. размером А4) и ответить на вопрос из разминочной части: "Почему чернозём чёрного или тёмно-коричневого цвета?" и направить его на указанный внизу e-mail.

        10/ Заключительная часть:

        Ведущий благодарит присутствующих за участие и при возможности вручает наиболее отличившимся при ответах на вопросы возможные сувениры.

        Сообщается, что информация о проведённом мероприятии в виде путевой заметки с указанием отличившихся участвующих будет позднее размещена - на сайте www.obozinformbureau в разделе "ОБОЗНЫЕ ВОЛОНТЁРСКИЕ ПРОЕКТЫ", а также на странице портала партнёра проекта по ссылке: http://wediscover.ru/sibirtsev

        11/ Оценочная часть (факультативно):

        По инициативе организаторов ИКМ - присутствующим может быть предложено дать оценку закончившемуся ИКМ по критерию: "понравилось/не понравилось", а также выделить наиболее запомнившиеся моменты ИКМ.

        VI/ Заключение:

        В целом идея ИКМ реализуется в виде познавательно-воспитательного мероприятия, носящего комплексный, синтетический, междисциплинарный характер.

        VII/ Реквизиты:

        - комплект образцов почв и их составляющих (в случае заблаговременной покупки до старта проекта).

        Подготовил Вадим Александрович Михайлов, куратор волонтёрских просветительских проектов

        Контактные детали:

        e-mail: oven59@mail.ru

        телефон: +7 (930) 336 26 97

        По состоянию на 11.01.2022