В продолжение начатой темы в июле и сентябре 2022 г. последует новый проект "Сибирцевский путь-3", который будет приурочен к 200-летнему юбилею со дня рождения отца Николая Михайловича Сибирцева - протоиерея Михаила, в миру Михаила Ивановича Сибирцева (17.09.1822/ Ровдино Шенкурского уезда Архангельской губернии - 14.03.1912, Архангельск). Вместе с супругой Юлией Григорьевной Анциферовой (1831-1894) они воспитали девятерых детей: пятерых сыновей (Иустин, Николай, Константин, Александр, Евгений) и четырёх дочерей (Александра, Августа, Мария, Вера). Все сыновья в семье Сибирцевых отличались творческим и исследовательским складом ума и пошли по стопам отца, посвятив себя науке или богословию. Трое дочерей вышли замуж за священников и стали матушками, младшая дочь - Вера Михайловна/ 1877-1958 замуж не выходила и осталась последней носительницей родовой фамилии.
Второй по номеру проект в "Сибирцевской серии" посвящается памяти Сибирцева-отца (хотя род Сибирцевых начинается задолго до Михаила Ивановича), талантливого педагога-естественника, православного проповедника, который преподавал в Архангельской духовной семинарии (1846-1880 гг.) и написал здесь учебное пособие "Опыт библейско-естественной истории, или Описательное изложение библейской геологии, ботаники и зоологии" (СПб.,1867), которое получило высочайшее благословение Синода и было рекомендовано для всех духовных училищ и семинарий России. Упомянем, что в числе его учеников был юноша из пинежской деревни Иван Сергиев - будущий св. Иоанн Кронштадтский/ 1829-1908, который сохранил и поддерживал со своим учителем (учитель был старше воспитанника на 7 лет) близкие отношения на протяжении всей жизни.
Немного о жизненном пути Михаила Ивановича Сибирцева.
Его отец - Иван Ильич Сибирцев (1789 - после 1850) был пономарём, затем дьячком (с 1817), дьяконом и священником Ровдинского прихода второго Шенкурского благочиния. Ровдино ему было хорошо знакомо, потому что в своё время он учился в Ровдинском приходском училище. Его жена Пелагея Васильевна (1794 - после 1850) также была родом из Ровдино. Здесь у супругов Сибирцевых родилось шестеро детей, в т.ч. единственный сын - Михаил и пять дочерей (Павла, Прасковья, Сусанна, Татьяна и Ольга (1833 - после 1850).
Отметим дополнительно, что дед Михаила Ивановича - Илья Михайлович (1759-1811) был дьячком Слободско-Воскресенского прихода Шенкурского уезда и считается священнослужителем в третьем поколении (внук Михаил, следовательно, в пятом). В браке с Натальей Андреевной он оставил троих сыновей (Иван - отец Михаила, Лев, Семён) и трёх дочерей (Анна, Федосья, Александра). Прадедом Михаила Ивановича является Михаил Сибирцев (? - после 1759), считающийся родоначальником священнического рода, который известен с XV
III века в качестве выходцев шенкурского приходского духовенства, он оставил сына Илью - деда Михаила Ивановича.
Родившийся 17.09.1822 единственный сын Михаил был крещён в местной Преображенской церкви настоятелем Ровдинского прихода священником Иоанном Павловским. Каменная Преображенская церковь сохранилась до сих пор. До 10 лет Михаил жил в Ровдино вместе с родителями и 5 сёстрами. В 1833 году как лицо духовного сословия, он поступил в Архангельское духовное уездное училище, где проявил отличные способности, прилежание, честность и скромность.
По окончании в 1846 г. Михаил был направлен по распоряжению епархиального начальства на учёбу в Горы-Горецкий земледельческий институт (современная Республика Беларусь/ Могилёвская область) - единственное в то время учебное заведение в России, которое готовило агрономов. По окончании он возвращается в Архангельск и становится преподавателем естественной истории и сельского хозяйства в своей alma mater. В дальнейшем по малочисленности и сменяемости преподавателей ему пришлось преподавать почти все предметы семинарского курса и заведовать библиотекой. Природная любознательность, основательная и разносторонняя образованность и большая эрудиция заметно выделяли Сибирцева М.И. среди коллег. Талант педагога и увлечённость своим делом, убеждённая религиозность имели благодарное признание воспитанников. Помимо изданного в столице в 1867 г. учебного пособия (сам граф Д.А. Толстой, будучи тогда министром народного просвещения, поблагодарил его за это полезное издание, опередившее на 24 года соответствующую "Библейскую энциклопедию", изданную уже в Москве Архимандритом Никифором и объемлющую те же самые сведения. "Вот если бы везде в России были такие преподаватели семинарий!" - так отозвался министр о Сибирцеве М. И., который про себя, автора, в издании сообщил лишь то, что является преподавателем Архангельской семинарии), Михаил Иванович публикует в местных и столичных изданиях статьи сельскохозяйственного содержания: о причинах и предупреждении вреда посевам от ночных заморозков, об истории распространения и разведения картофеля на Севере и др. Он избирается членом-корреспондентом Вольного экономического общества, сотрудничает с Русским Географическим обществом. В дальнейшем интересы и публикации М.И. Сибирцева переключаются на исторические и богословские темы (история Архангельской духовной семинарии, портреты отдельных церковных деятелей, анализ Священного писания и др.)
Прослужив свыше 30 лет в семинарии, в 1880 г. по выходе на пенсию в возрасте 58 лет Михаил Иванович Сибирцев принимает сан священника. Все нужные для пастыря качества были при нём: образование, эрудиция, убедительное живое слово - результат долгого педагогического опыта. И люди потянулись к о. Михаилу: в 1896 году "Архангельский епархиальный вестник" писал, что запустевшая Рождественская церковь с назначением его в неё протоиереем превратилась в благоустроенную и наиболее посещаемую. А в 1894 году 72-летний о. Михаил Сибирцев назначается настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора –
главной храмовой святыни Архангельска. Проповеди отца Михаила отличались глубоким содержанием и красноречием. Его очень любили и уважали верующие архангелогородцы.
Приведём здесь одно из ранних детских воспоминаний будущего архангельского учёного и краеведа Ксении Петровны Гемп (1894 -1998). Однажды бабушка привела её маленькой к отцу Михаилу, дабы приучить внучку к исповеди. Батюшка отвёл девочку в сторону и спросил: "Ну, скажи, в чем ты будешь исповедоваться, что ты сделала плохого?" Она ответила, что не знает, что сделала плохого. Батюшка тем и благословил: "Живи, детка, так, чтобы тебе никогда не пришлось каяться в чём-то плохом..."
Мудрость эта могла бы прекрасно проиллюстрировать жизнь самого отца Михаила, воспитавшего плеяду замечательных ученых, литераторов, педагогов, богословов не только в семинарии, но и в своей собственной семье... ...и его потомки.
Отец Михаил остался в памяти горожан маленьким, пучеглазым и курносым батюшкой, доступным всем. Ещё при жизни он стал достопримечательностью города. Он прожил почти 90 лет, пережил на 16 лет супругу Юлию Григорьевну и четверых из пяти сыновей (единственный пережил отца на 20 лет самый старший сын Иустин / 1853-1932, который в 1928 г. стал членом-корреспондентом Академии наук СССР).
Умер Михаил Иванович Сибирцев в 1912 году, был похоронен в ограде Михайло-Архангельского монастыря. Могила не сохранилась. В некрологе было сказано: "… Поучительно для нас уже его долголетие, столь редкое в наш хилый век…, а личность отца протоиерея так поучительная, жизнь так многосодержательна…"
В рамках проекта "Сибирцевский путь-3" предполагается по согласованию провести в Архангельской области несколько историко-культурологических мероприятий, посвящённых памяти о. Михаила (Михаила Ивановича Сибирцева): в с. Ровдино Шенкурского района и райцентре Шенкурск (18.07.2022/пн) и в Архангельске (17.09.2022/сб). Не исключено, что также в день 200-й годовщины со дня рождения Михаила Ивановича Сибирцева с утра в Ильинском храме Архангельска (в его ограде находится родовое захоронение семьи Сибирцевых) будет проведена церковная служба (при достижении соответствующей договорённости).
Сибирцевский путь продолжается…
(Составил куратор проекта Вадим Александрович Михайлов,
текст по состоянию на 06.07.2022)