Сибирцевский путь
историко-биографический ремейк
Краткое описание волонтёрского проекта как историко-биографического ремейка "Сибирцевский путь-2
Краткое описание волонтёрского проекта как историко-биографического ремейка "Сибирцевский путь-2", посвящённого памяти автора первого отечественного учебника по почвоведению Николая Михайловича Сибирцева.

География проекта пройдёт по некоторым городам и весям, связанным с его жизненным путём.

Проект стартует в 162-ю годовщину со дня рождения ставшего в будущем геологом-почвоведом - 13.02.2022/вск в 13:00 в Архангельске у мемориальной доски, установленной на доме на углу прежнего переулка Сибирцевых в 1984-1991 гг. (ныне Банковского переулка) и набережной Северной Двины.

Семью Сибирцевых называли в Архангельске "семьёй-университетом".

Его отец Михаил Иванович Сибирцев преподавал в Архангельской духовной семинарии, куда позднее поступил и сын Николай. В семинарии отец будущего почвоведа преподавал вперемежку с богословскими дисциплинами естественную историю и сельское хозяйство (он закончил Горы-Горецкую высшую земледельческую школу в бывшей Могилёвской губернии/ ныне Могилёвская область Республики Баларусь), заведовал обширной семинарской библиотекой. Михаил Иванович состоял членом-корреспондентом Вольного экономического общества, сотрудничал с Русским географическим обществом.

В семье Михаила Ивановича Сибирцева (1822 -1912) - 17.09.2022 будет отмечаться 200-летний юбилей - и Юлии Григорьевны/ девичья фамилия - Анциферова (1831-1894) родилось 9 детей, в т.ч. 5 сыновей:

- Иустин или Юстин (1853-1932), будущий историк и краевед, избранный в 1928 году (первым в советский период) членом-корреспондентом Академии наук / отделение гуманитарный наук по разряду исторических наук;

- Николай (1860-1900), будущий геолог и почвовед, которого патриарх отечественного почвоведения Василий Васильевич Докучаев называл "самым главным, лучшим и старшим помощником";

- Константин (1862-1897); ставший богословом и также, как и его отец, преподававший в Архангельской духовной семинарии;

- Александр (1872-1910), которого увлекла филология и который стал преподавателем словесности на Кавказе;

- Евгений (1873-1900), будущий ботаник (с детства - сбор гербариев) и почвовед,

а также четыре дочери:

- Александра (1865-1 913) /муж - священник Василий Смирнов (среди потомков также Политовы, Томихины);

- Августина (1866 - 1938) / муж - священник Иван Окулов / дочь Окулова Зинаида Ивановна (1902-1995);

- Мария (1874 – 1917) / муж - священник;

- Вера (1877 - 1958) / последняя носительница фамилии, "сердоболица" (сиделка).

Вот в такой семейной среде вырастал будущий геолог и почвовед Николай Михайлович Сибирцев.

Далее волонтёрские дороги приведут куратора проекта в Санкт-Петербург, где пытливый Николай Михайлович учился после окончания духовной семинарии в Архангельске. Он студент естественного отделения физмата Санкт-Петербургского университета, где слушает лекции по химии Дмитрия Ивановича Менделеева и Александра Михайловича Бутлерова, по ботанике из уст Андрея Николаевича Бекетова, затем специализируется по геологии, когда его учителем становится Василий Васильевич Докучаев. Солидную теоретическую подготовку получил тогда в будущий естествоиспытатель.

В городе на Неве предполагается посетить Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева (по согласованию).

А затем организатор и участник проекта в единственном числе переместится в Нижний Новгород. Там у Н.М. Сибирцева были прежде всего экспедиционные дела. Николай Михайлович последовал тогда за своим наставником Василием Васильевичем и погрузился в решение жизненных запросов своего времени: на первом этапе участвует в Нижегородской экспедиции, где из начинающего геолога становится "почвенником", разрабатывающим почвенно-геоморфологический метод полевого исследования и картографирования почв. Затем создаёт в Нижнем Новгороде на основе собранных натурных материалов естественно-исторический музей - первое в российской глубинке научное и просветительское учреждение такого типа - позднее по этому образцу создавались музеи и отделы природы краеведческих музеев страны.

В Нижнем Новгороде предполагается посещение нескольких музейных объектов и учебных заведений (по согласованию).

Наконец последует перемещение по стопам Николая Михайловича в сегодняшнюю Республику Башкортостан, где, к глубокому сожалению, оборвался его жизненный путь и где он буквально до самой кончины дописывал свой учебник по почвоведению. Он приехал лечиться туда от туберкулёза лёгких кумысом, но судьба распорядилась иначе. Похоронен архангелогородец Николай Михайлович Сибирцев в селе Воздвиженка Альшеевского района. Студенты и преподаватели местного Аксёновского агропромышленного колледжа чтут память учёного, ухаживают за его могилой, собирают материалы о периоде его работы в Башкирии. В 2020 году постановлением Правительства Республики Башкортостан колледжу было присвоено имя русского геолога и почвоведа Николая Михайловича Сибирцева. Заключительная часть проекта будет проведена в Альшеевском районе.

Волонтёрские пути-дороги могли бы привести путника и в другие места, связанные с именем Николая Михайловича Сибирцева. Приведём только один пример. Знаменателен факт ходатайства В.В. Докучаева перед царём Александром III о создании кафедры почвоведения в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства (г. Новая Александрия на территории тогдашнего Царства Польского в составе Российской империи / ныне г. Пулавы примерно в 100 км к юго-востоку от Варшавы в современной Польше) и назначения на заведывание ею Н. М. Сибирцева, тогда ещё не имевшего степени ни доктора, ни магистра. В.В. Докучаев не отступал в своей просьбе, пока наконец не последовало "высочайшее соизволение".

Был также второй "степной-южный" период деятельности Н.М. Сибирцева уже после нижегородских экспедиций. Дело в том, в 1891 году чернозёмы Воронежской губернии и степные районы вблизи Азовского моря постигла сильная засуха. В ходе научной экспедиции на юге вырабатывалась система мероприятий по недопущению засух и преодолению их последствий - здесь его опыт геолога-почвоведа приблизился к деятельности агронома и агролесомелиоратора.

Наконец, на третьем этапе он создаёт в Ново-Александрийском институте первую в России и в мире кафедру научного (генетического) почвоведения, где умело организует систему чтения лекций и проведения лабораторных занятий и полевых практик в Привислянском крае/ Царство Польское, сам выезжает в экспедиции на Псковщину и Урал, в оренбургские степи, в Крым и Поволжье.

Итогом деятельности защитившего в 1896 году в Московском университете магистерскую диссертацию профессора стало создание Н.М. Сибирцевым на основе лекций, прочитанных для студентов, выдающегося учебного пособия "Почвоведение" (выдержало 4 переиздания). По сути, учебник ознаменовал оформление почвоведения как самостоятельной ветви естествознания, вышедшей из геологии, где по-новому были освещены связь почвоведения с другими науками и его прикладное назначение для земледелия и другой хозяйственной деятельности.

В целом проект призван популяризировать имя нашего соотечественника, которого можно смело назвать учёным ломоносовского масштаба. В ходе встреч на маршруте проекта будут проводиться информационно-культурологические мероприятия "Уроки Сибирцевых", где речь пойдёт не только о Николае Михайловиче, но также и о других членах династии Сибирцевых - "семьи-университета", как её называли в Архангельске. Расчётно проект должен завершиться после возвращения куратора 23.02.2022/ ср и праздничный нерабочий день на Казанский вокзал столицы.

Перефразируя известное выражение нашего первого-учёного энциклопедиста М. В. Ломоносова, можно сказать, что "Могущество России будет прирастать Сибирью и …Сибирцевыми".

Хочется надеяться, что не оскудела и не оскудеет Россия на талантливых людей - подвижников в разные века и в разных местах.

Пусть так и будет!

Подготовил куратор проекта "Сибирцевский путь-2" Вадим Александрович Михайлов/ тел.: (930) 336 26 97

(текст по состоянию на 11.01.2022)

См. также по ссылке текст, который был написан летом 2020 года к 120-й годовщине со дня кончины Н.М. Сибирцева: https://msk.kprf.ru/2020/11/16/143354

12.02.2022 - 23.02.2022
Вадим Михайлов
(Vadim MIKHAYLOV)
куратор проекта (project's organizer)
Сибирцев Николай Михайлович
(1860 - 1900)
Выдающийся русский учёный, агроном-почвовед. Родился в г. Архангельске, окончил Петербургский ун-т в 1882 и по приглашению В. В. Докучаева (см.) принял участие в почвенных и геологических исследованиях Нижегородской губ. По окончании этих работ (1885) взялся за орг-цию первого в России естественно-исторического музея в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький). С весны 1887 принял участие в оценочных работах статистического бюро Нижегородского земства под руководством И. Ф. Анненского. В этих работах С. сделал серьёзную для того времени попытку увязать детальное исследование почв с их агрономической характеристикой и с экономическим изучением местности. В эти же годы Н. М. Сибирцев, по поручению Геологического комитета, провёл геологические исследования в Нижегородской и соседних губерниях. Он установил последовательность смены пермско-карбоновых отложений и доказал отсутствие перерыва между осадками каменноугольного и пермского возрастов для всей обследованной обширной территории. Результаты этих исследований послужили материалом для магистерской диссертации Н. М. Сибирцева (монография "Окско-Клязьминский бассейн. Геологический очерк").
12.02/ сб Москва - Александров - Архангельск
выезд на поезде
13.02/ вск Архангельск
старт проекта в Добролюбовке
14.02/ пн Александров, Москва
Возвращение в Москву

15.02/ вт Москва
Посещение Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова/ 25-й этаж Главного корпуса, бюст Н. М. Сибирцеву (п/с)
16.02/ ср Москва - Тверь
17.02/ чт Тверь - Санкт-Петербург
Здание "Двенадцати коллегий" СПбГУ / физмат/ естественное отделение (п/с)
Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева - филиал ФГБНУ ФНЦ "Почвенный институт имени В.В. Докучаева" (п/с
18.02/ пт Нижний Новгород
Нижегородский ист.-арх. музей-заповедник (усадьба Рукавишниковых)
ИКМ в Мининском университете (п/с)
19.02/ сб Уфа
20.02/ вск Альшеевский район
Могила Сибирцева Н.М./ с. Воздвиженка
21.02/пн с. Ким / Аксёновское сельское поселение
ИКМ - финиш проекта / Аксёновский агропромышленный колледж им. Н. М. Сибирцева
22.02/вт Раевка
23.02/ ср Рязань - Москва
- поезд
Нам пишут:
Что такое "Уроки Сибирцевых"
Информационно-культурологическое мероприятие/ ИКМ "Уроки Сибирцевых"/ "УС"

в рамках волонтёрского проекта - историко-биографического ремейка "Сибирцевский Путь-2"/ "СП-2", приуроченного к 162-й годовщине со дня рождения автора первого отечественного учебника по почвоведению Николая Михайловича Сибирцева/ НМС (родился 13.02.1860 в г. Архангельске - скончался 02.08.1900 (даты даны по новому стилю), Воздвиженка / современный Альшеевский район Республики Башкортостан)

Примерный план-макет ИКМ / продолжительность: 30/45/60т (вариативно)

I/ Цель:

Рассказать участвующим о замысле, маршруте и деталях проекта "СП-2" и о его связи с первым ("Рыбный Обоз-2"/ декабрь 2010/ накануне 300-летия М.В. Ломоносова), седьмым ("Ченслериада-2"/ август 2021/ посвящался 500-летнему юбилею английского мореплавателя Ричарда Ченслера) и восьмым ("Российско-Американская Миссия-2"/ ноябрь-декабрь 2021 / в честь 275-летия со дня рождения первого правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова) по счёту волонтёрскими проектами, все из которых стартовали в Архангельской области.

II/ Задачи:

Образовательные:

- передать знания о жизненном пути НМС и сделанном им за короткую жизнь вкладе в науку почвоведение;

- рассказать о докучаевской школе почвоведения и вкладе в развитие данной науки, который внёс в неё НМС;

- дать краткую информацию о других представителях династии Сибирцевых из Архангельска, которую называли "семьёй-университетом" (отец Михаил Иванович Сибирцев / 1822 -1912, старший брат НМС - член-корреспондент Академии наук Иустин Михайлович Сибирцев/ 1853-1932, младшие братья Константин, Александр, Евгений);

- развивать умения анализа соотнесённости разных исторических фактов и реалий;

- формировать навыки оперирования данными, относящимися к разным областям знания (история, география, химия и т.д.);

- стимулировать желающих к поисковой и исследовательской работе в части самостоятельного нахождения информации по затронутой тематике;

- мотивировать желающих на углублённое изучение вопросов химии и связанных с ней дисциплин.

Воспитательные:

- воспитывать чувства патриотизма и гордости за оставивших свой след в истории соотечественников в привязке со связанными с ними местами на маршруте проекта;

- формировать на примере связанных с проектом представителей династии Сибирцевых потребность в знаниях и тягу к непрерывному познанию окружающего мира, в т.ч. через самообразование;

- стимулировать на соответствующих примерах стремление к преодолению физических трудностей и формирование волевых начал личности (неоднократно в период учёбы в Санкт-Петербурге Сибирцевы-сыновья ходили из Архангельска туда-обратно пешком);

- доносить понимание приоритета отечественных учёных в развитии науки о почвах ("Воронежский куб" в качестве экспоната на проходившей в 1889 году в Париже всемирной выставке технических достижений).

III/ Состав участвующих: по выбору организаторов ИКМ (возраст14+)

IV / Площадки для проведения: музеи, библиотеки, дома культуры, учебные заведения (по согласованию) с учётом актуальных противоэпидемиологических ограничений.

V/ Содержание:

1/ Представление участников проекта "СП-2" и их роли в проекте:

- Михайлов Вадим Александрович, уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова, ныне проживает в Подмосковье; автор идеи и куратор проекта;

- Горюшин Игорь Олегович, представитель фирмы-партнёра проекта, ведущий страницы проекта "СП-2" (путевой дневник, фото, GPS-локация) на портале "МыОткрываем.РФ" по ссылке: http://wediscover.ru/sibirtsev (находится в Москве).

2/ Ответное представление:

Возможно заранее через представителей организатора попросить кого-либо из участвующих подготовить очень краткий устный рассказ о месте проведения ИКМ.

3/ Вводная часть:

Излагается общая информация о замысле, маршруте и деталях "СП-2" и о его связи с предыдущими проектами, стартовавшими в Архангельской области, а также о родственных проектах, в том числе о кинопроектах.

4/ Разминочная часть:

Предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся науки о почвах:

- почему чернозём чёрного или тёмно-коричневого цвета?

- какие основные типы почв известны ещё?

- что такое гумус?

- можно ли назвать Россию "чернозёмной державой"?

- какие регионы Европейской части России относятся к чернозёмным?

- где находится памятник русскому чернозёму?

Задание выполняется без предварительной подготовки.

Дополнительно можно предложить назвать этнохорОнимы/ катойкОнимы - как называются жители той или иной местности (города) на проекте: Архангельск / архангелогородцы, Нижний Новгород / нижегородцы, Санкт-Петербург / петербуржцы

5/ Содержательная:

По выбору ведущего ИКМ может быть сформулированы некоторые из жизненных уроков династии Сибирцевых, итогов и перспектив развития отечественной аграрной науки и сельскохозяйственной отрасли:

- исследовательский характер деятельности членов семьи Сибирцевых;

- практический аспект научно-просветительской деятельности членов семьи Сибирцевых;

- деятельность в конце 1980-х - начале 1990-х гг. международной Комиссии "Мир и Продовольствие"

- перспективная роль России в продовольственном обеспечении населения мира ("МК" от 09.01.2022);

6/ Голосовательная часть:

По выбору ведущего ИКМ участвующим может быть предложено выразить свою позицию в рамках так называемого рейтингового голосования. Участвующим можно предложить определиться по одному конкретному вопросу (варианты ответа "да")

Вопрос на голосование:

Поддерживаете ли вы идею о том, чтобы в Российской Федерации была учреждена международная премия в области агросферы и продовольствия?

7/ Интерактивная часть (предварительно):

При наличии приобретённого заранее комплекта образцов почв и их составляющих одному из участников ИКМ может быть предложено идентифицировать упаковки с ними: в какой именно находятся чернозёмная, серая лесная, подзолистая почвы, песок, глина, торф.

8/ Разрядочная часть (факультативно):

При возможности и при наличии времени можно рассказать участвующим о некоторых запомнившихся интересных или необычных моментах данного проекта или предыдущих проектов

9/ Домашнее задание:

Желающие могут подготовить небольшое исследовательское эссе (1 стр. размером А4) и ответить на вопрос из разминочной части: "Почему чернозём чёрного или тёмно-коричневого цвета?" и направить его на указанный внизу e-mail.

10/ Заключительная часть:

Ведущий благодарит присутствующих за участие и при возможности вручает наиболее отличившимся при ответах на вопросы возможные сувениры.

Сообщается, что информация о проведённом мероприятии в виде путевой заметки с указанием отличившихся участвующих будет позднее размещена - на сайте www.obozinformbureau в разделе "ОБОЗНЫЕ ВОЛОНТЁРСКИЕ ПРОЕКТЫ", а также на странице портала партнёра проекта по ссылке: http://wediscover.ru/sibirtsev

11/ Оценочная часть (факультативно):

По инициативе организаторов ИКМ - присутствующим может быть предложено дать оценку закончившемуся ИКМ по критерию: "понравилось/не понравилось", а также выделить наиболее запомнившиеся моменты ИКМ.

VI/ Заключение:

В целом идея ИКМ реализуется в виде познавательно-воспитательного мероприятия, носящего комплексный, синтетический, междисциплинарный характер.

VII/ Реквизиты:

- комплект образцов почв и их составляющих (в случае заблаговременной покупки до старта проекта).

Подготовил Вадим Александрович Михайлов, куратор волонтёрских просветительских проектов

Контактные детали:

e-mail: oven59@mail.ru

телефон: +7 (930) 336 26 97

По состоянию на 11.01.2022