Минеральное Кольцо
в каждом месте:
Время пешком - 4 ч
Пройденное расстояние - 8 км
Утром мы собрались на Театральной площади. После официальной части и разминки Эдуард Александрович провел мастер-класс, в котором рассказал о нужном снаряжении для Северной ходьбы. Экипировка очень важна, ведь она напрямую влияет на технику ходьбы и правильное распределение нагрузки. Например, палки для Северной ходьбы, в отличие от любых других, имеют темляк. Так называется крепление в виде перчатки, которое превосходно поддерживает запястье и позволяет при ходьбе отпускать палку после каждого удара, что очень важно, так как это движение позволяет усилить циркуляцию крови и тем самым прокачать сердечную мышцу. Рассказ спортсмена оказался очень полезным и интересным. Все собравшиеся на площади прошли несколько кругов под его руководством, выполняя различные упражнения, чтобы закрепить полученные в теории знания. Местная жительница преклонного возраста в
воодушевлении подошла к нам, чтобы узнать, когда следующая тренировка.

Прозвучал обратный отсчет, и мы бодрым шагом двинулись вслед за Эдуардом Александровичем. Зашли в питьевой бювет, выпили по стакану ессентуков и, перейдя через железную дорогу, оказались в очень красивом парке Победы. Главное украшение парка — питьевая галерея, выполненная в виде округлого здания, оформленного колоннами и декоративными элементами, напоминающими сталактиты.

В годы постройки питьевая галерея в парке Победы считалась крупнейшей во всей Европе.

Проводили Эдуарда Александровича и присоединившихся к нему до конца парка и вернулись в центр города. Прошли по зеленому Курортному парку, который еще называют Лечебным. Это не удивительно, ведь именно здесь на поверхность выходят источники минеральных вод, расположено много прогулочных аллей («тропы здоровья»), питьевые бюветы, а также павильоны, беседки и галереи. Как только мы дошли до центра парка, перед нами предстало монументальное светло-желтое кирпичное здание с белой лепниной. По бокам от него красовались две статуи, по центру фонтан. Это оказались Верхние (Николаевские) ванны, названные в честь императора Николая II. Интересно, что здание ванн разделено на две половины - мужскую и женскую, и действует до сих пор.
Выйдя из парка, мы немного прогулялись по городу. Кисловодск показался мне очень тихим и спокойным, но в месте с тем интересным городом со своими достопримечательностями.

Сели в машину и отправились к горе Развалка, которая расположена чуть севернее нашего следующего пункта назначения - города Железноводск. Гора образовалась из застывшей магмы, поднимавшейся на поверхность трижды. Издали ее хребет напоминает изгиб спины отдыхающего зверя, поэтому второе название горы — Спящий Лев.

Первое, что мы посетили в этой горе, оказалась штольня. Это холодный темный коридор длиной примерно 400 метров. Палило солнце, был очень жаркий день, и прохладная пещера оказалась как нельзя кстати. Правда, уже через 10 минут я немного замерзла. Нужно, все-таки, было брать с собой кофту...

Было очень интересно, но в тоже время довольно страшно заблудиться - от штольни отходят небольшие боковые тоннели с искусственными пещерками, в которые мы тоже заходили. Как я позже прочитала, они использовались для хранения продуктов.

После штольни мы пошли выше, где находится городище. "Развальское" - так прозвали его люди, когда его обнаружили. Но склон был очень крутой, подняться было трудно, и я осталась ниже, так и не дойдя до самого верха. Но даже взобравшись на вершину, до городища нужно еще немного пройти, папа поднялся, но до него не дошел.

Спуск вниз показался мне еще более сложным. Склон был очень крутым, мы боялись упасть. Палки, конечно, сыграли немаловажную роль - было очень удобно на них опираться. Но, стоит заметить, что резиновые наконечники, "сапожки", которые продаются с палками, нужно обязательно снимать. Именно так палки будут надежнее втыкаться в землю, и страховка будет лучше.

Спуск вниз показался мне очень долгим и трудным, хотя и был не больше 200 метров. Но вот, наконец-то, он закончился, и мы пошли дальше. Честно говоря, мне не очень хотелось идти куда-то, кроме машины. Грела только мысль, что теперь путь лежал к роднику. По дороге к нему нам встретилась такая красивая и спелая ежевика, что невозможно было не задержаться и поесть ее! Ягоды оказались невероятно вкусными, остановиться было очень сложно. С трудом от них оторвавшись, мы пошли дальше, ведь пить тоже очень хотелось.

Найти родник нам удалось не сразу, пришлось спросить у проходивших мимо людей. И вот, уставшие и грязные, мы дошли до родника. Умылись, попили, набрались сил и пошли обратно к машине. Дорога от родника далась мне гораздо легче, хотя солнце по-прежнему палило.

Дойдя до места, где стояла машина, несмотря на усталость, мы все-таки решили прогуляться еще немного. Уж очень интересно было зайти в Грот Вечной мерзлоты. Тем более, что пройти нужно было немного. И не пожалели, что пошли! У этого грота мы узнали, про загадку, которую имеет Развалка. Как гласила табличка у пещеры, еще в начале XX века было обнаружено труднообъяснимое явление в летнее время под мхом у подножья горы исследователи стали находить пластинки льда. Именно поэтому правильнее называть пещеру Гротом Летней мерзлоты. Для изучения этого феномена в послевоенное время было решено пробивать в горном массиве штольни.

Решили возвращаться к машине, но тут вывеска - "Пещера древнего человека". Она находилась как раз недалеко, и мы решили зайти и туда - очень интересно было посмотреть, как же раньше жили люди.

Пещера представляет собой углубление в горе, находящееся на возвышении. Чтобы туда подняться, нужно преодолеть небольшой подъем. А в самой пещере теперь живут только летучие мыши, одну из которых мы, кстати, видели.

После пещеры мы, наконец, свернули назад, к машине. Я была очень уставшей. Духота и крутые подъемы очень выматывают. Между тем солнце садилось, вернулись мы уже в сумерках. Вот так, сами не замечая, километр за километром, мы отошли от машины далеко, и идти пришлось долго.

А мы направляемся в город-курорт Пятигорск! Сейчас финиширует Эдуард Александрович, мы его встретим, и, наконец, отдохнем.