В 1563 г. власть в Сибирском ханстве захватил хан Кучум, который начал совершать разорительные набеги на земли Приуралья, недавно вошедшие в состав Русского государства.
После того, как в 1570-е годы борьба с Кучумом вылилась в открытую войну, для защиты новых земель власти стали создавать отряды из казаков и иных "охочих" людей. Создал такой отряд и промышленник Строганов, чьи городки особенно страдали от татарских нападений. Возглавил отряд атаман Ермак, начавший поход против Кучума 01.09.1581 (по старому стилю). Отряд был небольшим, чуть более 500 казаков и 300 примкнувших к ним "охочих" людей, что не помешало ему уже в 1582 году нанести татарам серьезное поражение. Был захвачен город Кашлык, столица Кучума. И хотя в Москву Ермак отослал грамоту о присоединении новой территории, война продолжалась. В 1585 г. Кучум сумел нанести казакам чувствительное поражение и вновь занять свою столицу. В битве погиб сам Ермак. Однако русское продвижение на восток было необратимым. Вскоре Кучуму пришлось отступить в степь. Из Москвы в Сибирь для "устроения новых земель" отправились воеводы.
В 1586 г. отряд стрельцов под командованием Василия Сукина, Ивана Мясного и Данилы Чулкова достигли старинного покинутого татарами города Чунги-Тура. Рядом с ним решили заложить новую крепость.
Место для неё выбрали удачно. Обрывистые берега реки Туры и её притока Тюменки создавали естественные оборонительные рубежи. Здесь же проходил Тюменский волок, часть древнего пути из Азии в Европу.
Строительство Тюмени продолжалось несколько лет. Ещё в 1596 году воевода Григорий Долгорукий продолжал выплачивать деньги "за городское дело" (строительство). Основными жителями Тюмени, имевшей в первую очередь оборонное значение, были "дети боярские, стрельцы, пешие и конные казаки".
Также в 1596 г. последовало царское повеление привлекать в Сибирь для торговли бухарцев, оказывать им "ласковость и никаких пошлин с них не брать". Со временем Тюмень стала важным перевалочным торговым пунктом на пути в Среднюю Азию, Персию, Китай.
В первой половине 17-го века независимо от сословной принадлежности и основного рода занятий все жители Тюмени были связаны с земледелием. Развивались также ремесла, на посаде шла бойкая торговля зерном, мукой, овчинами, холстом, китайским шёлком, изделиями из металла и предметами домашнего обихода.
Со второй половины 17-го века уже не хлебопашество и скотоводство, а ремесло и торговля определяли развитие Тюмени. Сложился и архитектурный облик города. Несколько раз деревянная Тюмень горела, затем город возрождался и расширялся.
К началу 18-го века Тюмень стала крупным центром ремесла.
Ни в одном другом сибирском городе не была столь ярко выражена промышленная специализация. Уже в то время Тюмень славилась искусной выделкой кож, производством обуви, мыла, костяных изделий. Очень ценились изделия тюменских кузнецов и литые дорожные колокольчики. Благодаря богатым окрестным лесам, дававшим дешёвое сырьё деревообработчикам, Тюмень также славилась строившимися здесь речными судами, мебелью, санями и массивными яркими дугами, сундуками и ящиками.
В 18-м веке в Тюмени началось каменное строительство: через речку Тюменку длиной 176 метров построили новый мост.
В течение 18-го века в городе было возведено несколько церквей, появились кирпичные постройки гражданского назначения: казённый винный подвал, административные и частные здания.
В новый 19-й век Тюмень вошла основным центром обрабатывающей промышленности Западной Сибири, ремесленного производства и земледелия.
Также город стал главным пересыльным пунктом, через который шли на Тобольск и далее на восток осуждённые на каторгу.
Здесь располагалось единственное административное учреждение в Российской империи, которое регистрировало и распрелеляло осуждённых по Сибири, - приказ о ссыльных. С 1823 по 1889 гг. через Тюмень прошло около 800.000 арестантов, ссыльных и членов из семей. В конце века их отправляли на баржах и пароходах по 13.000 ежегодно.
Экономическое значение Тюмени возросло с открытием речного пароходства, когда в 1838 г. здесь построили и спустили на воду первый в Сибири пароход. Он получил название "Основа", т.к. на предполагаемое название "Основатель" не хватило места. Свой первый рейс "Основа" совершил до Тобольска, положив начало судоходству в Сибири. Находясь в начале сибирского водного пути, Тюмень стала центром строительства и главной базой парового флота. По официальным данным, в 1913 г. из 190 пароходов, ходивших по рекам Сибири, 135 было построено в Тюмени. Сам Тюменский порт называли "воротами в Сибирь".
В 1885 г. открылась железная дорога Екатеринбург - Тюмень, а в 1912 году - Тюмень - Омск.
К началу 20-го века в городе было развито судостроение, лесная, рыбная, кожевенная промышленность, ковро-ткацкое производство, транспорт. Тюменское купечество вело обширную торговлю по всей России, а также с Китаем и Персией. Ежегодно с 20.06 по 20.07 здесь проходила одна из крупнейших ярмарок в Сибири.
Но и в начале 20-го столетия внешний облик города оставался неизменным. Тюмень называли "столицей деревень", а исследователь Сибири Г. Потанин писал, что "жизнь в Тюмени - это театр Островского, импровизированный самой жизнью". Население Тюмени, а основном купцы и мещане, достигло 30.000 человек и превзошло по численности население губернского Тобольска. В городе числилось около 5 тысяч жилых домов, 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений, работали театр, цирк, издавалась "Сибирская торговая газета".
Лично сам сегодняшний путешествующий волонтёр ВМ был по прежней работе в Тюмени в конце 1990-х годов, а также приезжал через город туда-обратно на поезде в 2011 году.
Видимо, в будущем потребуется посетить Тюмень и Тобольск в рамках возможных будущих волонтерских проектов. Посмотрим!