св. Иннокентий (Вениаминов)
Описание проекта "И на Тихом океане не окончим наш проект…" или "Русская Америка/2022"
Даты: 19.08.2022/пт - 14.09.2022/ср

В конце 2021 г. был успешно реализован волонтёрский проект (историко-биографический ремейк) "Российско-Американская Миссия-2"/ "РАМ-2", посвящённый 275-й годовщине со дня рождения первого главного правителя российских колоний в Америке Александра Андреевича Баранова. Старт ремейка состоялся 23.11.2021 в родном городе А.А. Баранова - Каргополе Архангельской области у памятника в его честь. Финиш был выполнен спустя почти трёхнедельного внутрироссийского перемещения 11.12.2021 у книжного магазина Русского географического в Москве.
Проект "РАМ-2" был реализован как историко-биографический ремейк в память о выдающейся плеяде русских первопроходцев, сыгравших в конце XVIII-го - начале XIX-го веков выдающуюся роль в географическом изучении и хозяйственном освоении западного побережья Северо-Американского континента. В этот первоначальный список вошли пионеры и зачинатели, благодаря которым наше Отечество на рубеже XVIII-го - XIX-го вв. сделало серьёзную заявку на то, чтобы превратить северную часть Тихого океана по факту во внутреннее море России. В рамках проекта удалось посетить места рождения и деятельности следующих четырёх русских первопроходцев:
- купец Григорий Иванович Шелихов/ род. в г. Рыльск;
- почётный член Санкт-Петербургской Академии наук, государственный деятель, зять Г.И. Шелихова Николай Петрович Резанов/ род. в Санкт-Петербурге, похоронен в Красноярске;
- первый главный правитель Русской Америки Александр Андреевич Баранов, 1746-1819;
- основатель и комендант русской крепости Форт-Росс Иван Александрович Кусков, род. в г. Тотьма. Также на маршруте проекта были г. Иркутск, откуда в старину начиналось велось хозяйственное освоение северной части Тихого океана и отправлялись по суше все экспедиции на восток, а также названный в честь Г.И. Шелихова город-спутник Иркутска - г. Шелехов. Всего за 20 дней в пути на поездах дальнего следования, электричках и автобусах было преодолено расстояние около 15 тысяч километров. Маршрут проекта в общей сложности охватил 8 субъектов Российской Федерации, включая столицу РФ - Москву. На маршруте проекта "РАМ-2" в учреждениях культуры проводились просветительские мероприятия "Урок Первопроходцев", в рамках которого звучал рассказ об А.А. Баранове и других представителях "северо-американской русской четвёрки", а также о самом проекте. Проект получил позитивное освещение в различным СМИ. (см по ссылке:
https://wediscover.ru/baranov
В продолжение реализованного в 2021 г. проекта, который можно дополнительно назвать "Русская Америка/2021", уже в нынешнем 2022 г. - на конец лета - начало осени - намечен новый исторический проект-путешествие под названием "И на Тихом океане не окончим наш проект…" или "Русская Америка/2022". Он посвящён отмечаемой в текущем году другой знаменательной дате - 225-летию со дня рождения нашего соотечественника, деятеля Русской Православной Церкви/ РПЦ - святителя Иннокентия (Вениаминова, при рождении Ивана Евсеевича Попова)/ 26.08.1797 - 31.03.1879 (даты приводятся по старому стилю).
Этот священнослужитель сыграл, несомненно, выдающуюся роль в миссионерской деятельности по продвижению православия сначала в Северной Америке (1823-1853), а затем в Сибири и на Дальнем Востоке (1853-1867). В последние годы его жизни (1868-1879) он ещё и как член Синода (с 1865) занимал фактически одну из высших должностей в иерархии РПЦ того времени - был митрополитом Московским и Коломенским. После кончины он был погребён 05.04.1879 (по ст.ст.) в Троице-Сергиевой Лавре/ ТСЛ. В последующем в ответ на обращение Священного Синода Православной церкви в Америке с просьбой о канонизации Иннокентия (Вениаминова) определением Священного РПЦ в 1977 г. он был причислен к лику святых. После обретения, идентификации и освидетельствования его мощи были положены в раку в Успенском соборе ТСЛ. В 1994 г. он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью заграницей.
Но святитель Иннокентий (Вениаминов) был при своей жизни не только проповедником, крестителем (в частности, "крестил Амур") и миссионером, несшим своё апостольское служение на трёх материках: в Северной Америке, в Азии и в Европе. Он был также учёным-этнографом, а ещё и просветителем, который наделил своих подопечных в Северной Америке возможностью сохранять свои мысли на бумаге (создал на основе кириллицы алфавит для бесписьменного доселе народа - алеутов), а также плодотворно перелагал православные тексты на язык островитян и воспитал нескольких учеников, продолживших его дело уже после его отъезда с архипелага.
Иногда приходится сталкиваться с несколько заниженными, по мнению авторов проекта, оценками исследователей в отношении св. Иннокентия (Вениаминова). В частности, порой часть учёных называет его выдающимся представителем православия на Дальнем Востоке современной России. Думается, что это всё же несколько зауженный взгляд на нашего выдающегося соотечественника - представителя по-своему сложного XIX-го века.
Одной из целей намеченного гражданско-патриотического проекта является потому переосмысление роли этого человека в истории нашего Отечества и, возможно, выведение этой исторической личности на новый уровень и популяризация его имени уже в нынешнее время - спустя многие десятилетия после его славной деятельности в позапрошлом веке.
Ожидается, что в проекте примут участие два уроженца Архангельской области: куратор проекта Вадим Александрович Михайлов/ ВАМ (ныне проживающий в Подмосковье) и его напарник Сергей Олегович Борисов/ СОБ (житель г. Архангельска) - оба стали участниками проекта по Ричарду Ченслеру в августе 2021 г. (см. по ссылке: http://wediscover.ru/chancellor).
Организаторы очередного исторического путешествия в пространстве и во времени отбывают с Ярославского вокзала Москвы по Транссибу на восток в ночь 20/21.08 на поезде 002 "Россия" (второму участнику СОБ придётся выехать из родного Архангельска даже 19.08/пт). Первая часть марш-броска доведёт его участников до Иркутска.
Старт ремейка намечен на 26.08.2022/пт в полдень (по местному времени) в родном селе Ивана Евсеевича Попова - с. Анга Качугского района Иркутской области (куда и в XXI-м веке приезжают из североамериканского штата Аляска в качестве паломников потомки тех, кого св. Иннокентий (Вениаминов) по доброй воле обращал в православие в далёком XIX-м веке). Старту проекта будет предшествовать (по согласованию) служба в Храме и посещение местного музея. После возвращения в Иркутск предполагается посетить некоторые места, связанные с первыми десятилетиями жизни оригинатора проекта (в честь кого реализуется проект), а также п. Листвянку на Байкале и, возможно, г. Шелехов.
Затем последует перемещение далее на восток. В пути будет сделан суточная (29-30.08) остановка в г. Сковородино Амурской области с целью знакомства со Сковородинским краеведческим музеем им. П.А. Флоренского - см. по ссылке: https://wediscover.ru/florensky9.
Далее на маршруте однодневное пребывание в г. (31.08/ср) - административном центре Амурской области и суточное (01-02.09) пребывание в краевом центре Хабаровске. Предполагается, что в этих местах удастся побывать у памятников св. Иннокентию (Вениаминову), а также посетить краеведческие музеи и пообщаться с историками, занимающимися его личностью.
Потом участники проекта достигнут побережья Тихого океана (порт Ванино Хабаровского края), где 03.09/сб будет выполнен символический финиш проекта: в сторону океана будет брошена тёмно-зелёная бутылка с письмом на русском и английском языках - обращение в адрес прежде всего жителей далёкой Аляски в Северной Америке, которая когда-то называлась Русской Америкой, и всех, кто в целом населяет берега самого большого в мире Тихого океана - с призывом жить в мире и радости, как тому, в частности, учил св. Иннокентий (Вениаминов) / подпроект "Бутылочная Почта/БП".
Согласно экспертам, предположительно бутылку с двуязычным посланием северное течение может направить в Охотское море (там на побережье находится рабочий посёлок Охотск, откуда в старину отправлялись на судах наши первопроходцы в сторону Северной Америки), а затем в зависимости от направления течений её всё же может вынести между Сахалином и Камчатской уже непосредственно в Тихий океан, а там, вдруг, и прибьёт к берегам Аляски или прибрежных островов. Кто знает…
На случай, если вдруг бутылка начнёт дрейфовать в сторону других океанов (Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский), то в обращении к возможным получателям будут также присутствовать слова "Земляне, живущие по берегам Мирового океана!". Надо также иметь в виду, что бутылка может просто разбиться о камни и тогда её содержимое может так и остаться в океанской воде. Но будем всё же надеяться, что где-то бутылку океанская или морская волна всё же выбросит на берег. На всё Воля Божья… Посмотрим!
После порта Ванино участники проекта направятся на поезде во Владивосток (05.09/пн), где будет завершаться подготовка к отмечаемому 10.09/сб 150-летнему юбилею ещё одного славного сына нашего Отечества - исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872-1930).
Позднее путешественники совершат путь по Транссибу с Дальнего Востока уже назад в Москву (с небольшой остановкой в столице Забайкалья - г. Чите).
В ночь 12/09.09 ожидается прибытие к месту назначения. Далее архангелогородец Сергей отправится домой на берега Северной Двины и Белого моря (прибытие 14.09/ср), а нынешний подмосковец Вадим уже после прибытия посетит Успенский собор в ТСЛ в г. Сергиев Посад Московской области, где приложится к мощам св. Иннокентия (Вениаминова). В рамках уже пост-проектной деятельности намечено проведение нескольких итоговых культурологических мероприятий "Уроки святителя Иннокентия" (по согласованию).
Нынешний проект "Русская Америка/2022" носит несколько витиеватое название "И на Тихом океане не окончим наш проект…" с многоточием. Не будем загадывать, будет ли в принципе последующее продолжение под названием "Русская Америка/202?" с финишем на противоположной стороне Тихого океана - у памятника А.А. Баранову в г. Ситка (прежний Ново-Архангельск) на Аляске со слоганом "И на Тихом океане мы закончили проект!" Жизнь покажет.
Присоединяйтесь! Join us!
Предложения по партнёрству в проекте можно направлять:
по адресу электронной почты: oven59@mail.ru,
по номеру WhatsApp: +7 930 336 26 97,
Составил:
Михайлов Вадим Александрович, куратор культурологических волонтёрских проектов, уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник факультета иностранных языков Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова.
(актуальная версия по состоянию на 17.06.2022)
Биография Св. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, 1-го архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского ("Апостол Америки и Сибири")
Св. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, 1-й архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский ("Апостол Америки и Сибири")/ Биография
В миру - Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (26.08.1797 – †31.03.1879); уроженец с. Анга Иркутской губ.; из священников (сын пономаря Иркутской епархии Евсевия Попова - †авг. 1803).
1806 (авг.) - поступил в Иркутскую дух. семинарию.
1814 - Иван Евсеевич Попов получил новую фамилию - Вениаминов, в честь еп. Иркутского Вениамина (Багрянского).
1817 - окончил семинарию, бракосочетался с дочерью священника Благовещенской церкви, Екатериной Ивановной († 25.11.1839 - скончалась в Иркутске); преподаватель 1-го класса приходского училища.
13.05.1817 - рукоположен в диакона для служения в Иркутской Благовещенской церкви.
18.05.1821 - рукоположен в приходского священника (Иркутск).
07.05.1823 - командирован иркутским епископом (во исполнение указа Святейшего Синода) с миссионерскими целями на о. Уналашка (колония Российско-Американской Компании), отправился с семьей в путь по р. Лене, от Качуга до Якутска, сухопутным путём до Охотска.
1823 (май-июнь) - жил в Якутске, далее до Охотска ехал верхом на лошадях, преодолев около 1000 вёрст.
30.08.1823 - отплыл на Курилы.
20.10.1823 - прибыл с семьёй на корабле "Константин" в порт Новоархангельск - столицу Русской Америки.
29.07.1824 - прибыл из Новоархангельска на Уналашку (остров Алеутского архипелага); занялся строительством деревянной церкви, организовал приход, приступил к миссионерской деятельности среди алеутов, изучил алеутский язык, открыл несколько воскресных и церковно-приходских школ, создал духовное училище для мальчиков-алеутов, составил учебные программы для слушателей училища.
25.06.1826 - скончался в монастыре рясофорный монах Иоанн Шарин - тесть Ивана Вениаминова.
29.06.1826 – освятил построенную им деревянную церковь на Уналашке и провёл литургию.
1826-33 – с походной церковью инспектировал свой приход (оcтрова Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крестил местное население; посадил рощу, которая существует до сих пор и охраняется местными властями.
1833 - опубликована на алеутском языке монография И.Е. Вениаминова "Указание пути в Царство Небесное" - одно из лучших его произведений, переведено на разные языки малых народов Сибири, выдержало свыше 40 изданий.
1834 - перенёс приход в порт Ново-Архангельск (остров Ситха) - штаб-квартиру правителей Русской Америки; успешно распространял христианство среди колошей, организовал несколько училищ (обучались грамоте около 600 слушателей), больницу, сиротский дом, занимался научными исследованиями.
1836 - посетил Калифорнию (форт Росс).
08.11.1838 - отплыл в качестве судового священника на военном корабле "Николай" из Новоархангельска с острова Ситхи, совершив кругосветное плавание с заходом в Форт Росс (Калифорния), Гонолулу (Гавайские о-ва), Рио-де-Жанейро, на Таити и Сандвичевы (Гавайские) острова, обогнул мыс Горн, порт Фальмут (Великобритания) - Копенгаген: командирован Иркутским архиереем в Санкт-Петербург, где в Святейшем Синоде представил записку о необходимости расширении деятельности Северо-Американской миссии и целесообразности образовании отдельной Камчатской епархии, приступил к напечатанию своих монографий и учебной литературы.
02.07.1839 - корабль прибыл в Кронштадт; принят митрополитом Петербургским Серафимом и обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода графом Н.А. Протасовым; был на аудиенции у императора Николая I.
1839 - прибыл в Москву; поселился в Троицком подворье, на Самотеке – резиденция митрополита Московского Филарета (Дроздова).
1939 (осень) - возведён в сан протоиерея; опубликовал в журнале «Сын Отечества» статью "Мифологические предания колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки".
19.11.1840 – принял великую схиму, получив имя Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского (пострижение совершил митрополит Московский Филарет).
20.11.1840 – возведён в архимандрита, имел встречу с императором Николаем I.
15.12.1840 – хиротонисован в Казанском соборе в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского во исполнение решения Святейшего Синода об открытии самостоятельной епархии (епископской кафедры) в Америке и Восточной Сибири - с подчинением кафедре Камчатских и Охотских церквей.
10.01.1841 - выехал из Петербурга с проездом через Иркутск к месту служения на остров Ситху, в Новоархангельск, где назначена резиденция новой епархии; 27.09.1841 - прибыл на остров Ситху;
30.05.1841 (в 10 час. утра) - прибыл в Якутск; в свите о. было 11 чел.: 3 диакона, 1 студент Московской академии (Михаил Озеров), 2 семинариста, 1 дьячок и 4 певчих. Преосвященного встретил на пристани генерал-губернатор Якутской области Рудаков Илья Дмитриевич, а также духовенство, представители учреждений и множеством народа; в Троицком кафедральном соборе отслужил благодарственный молебен.
03.06.1841 - благословил священника Д. Хитрова на поездку в приход, а также дал задание заняться переводом священных книг на местный язык; в Спасском монастыре осуществил обряд пострижения в монашество студента Московской духовной академии Михаила Озерова, ехавшего с ним в Камчатскую епархию. Насколько известно, это первый здесь случай совершения пострижения архиерейским служением. Новопостриженному дано имя Михаил.
11.06.1841 - выехал со своей свитой и в сопровождении капитан-лейтенанта А.Н. Рыдалева по Охотскому тракту.
1842-43 - объехал всю епархию (Алеутские острова, Камчатская и Охотская области); совершил переход из Петропавловска по Камчатке через Чукотку до Охотска на собаках и на оленях (в Нижне-Кам); в Ситку вернулся на корабле Российско-Американской компании через Охотск в сентябре 1843 г.
1844 - вновь посетил Камчатку, где встретился со своим младшим братом Стефаном Вениаминовым.
01.12.1845 - открыл Ситхинскую Духовную семинарию на базе созданного им ранее Духовного училище в Ново-Архангельске, там обучались креолы и туземцы; Ситхинская духовная семинария - первое учебное заведение такого уровня на восточных окраинах Российской Империи.
21.04.1850 - хиротонисован в сан архиепископа; отплыл из Ситки на корабле Российско-Американской компании в порт Аян (побережье Охотского моря); совершил поездку на оленьих и собачьих упряжках в глубь континента.
1952 (конец января) - прибыл (неофициально) в Якутск из Аяна; ознакомился с положением церковных дел в Якутской области и с устройством Спасского мужского монастыря в Якутске; поселился в соборном доме, вблизи собора, т.к. настоятельские келии были заняты архимандритом Самуилом, который скончался 29.03.1852 г. - отпевание и погребение почившего совершил о. Иннокентий в обители.
09.04.1952 - имел аудиенцию с прибывшим первым якутским губернатором, действительным статским советником Константином Никифоровичем Григорьевым.
09.05.1952 - освятил средний придел новой каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и Святого Николая (г. Якутск); от разобранной старой Николаевской церкви к новой кладбищенской (николаевской) церкви доставили колокола, утварь и святые одежды, да несколько акций Гостиного двора.
29.05.1952 - выехал в Аян, т.о., пробыв в Якутске четыре месяца и не дождавшись указа Святейшего Синода о перенесении Камчатской архиерейской кафедры в Якутск; из Якутска до Амги ехал в почтовых тарантасах, от Амги до Алдана - на верховых, с Алдана до Аима - в ветках (лодочках), с Аима до Маймакана - в лодках, оттуда - опять в ветках до Нелькана, а с Нелькана до Аяна - на верховых.
05.06.1852 - подал "Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области" на имя генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского (проект увеличения штата священников в Якутии до 83 священников, 12 диаконов, 83 дьячков, 35 пономарей, 28 просвирен; перевести на якутский язык несколько книг Св. Писания и поучений).
1952 (конец июня) - одобрил идею духовного писателя Андрея Николаевича Муравьева о начале частным образом перевода богослужебных, священных и других книг на якутский язык (перевод происходил под руководством благочинного градо-якутских церквей протоиерея Д. Хитрова).
26.07.1852 - состоялось Высочайшее повеление о присоединении Якутской области, бывшей до сего в составе Иркутской епархии, к Камчатской епархии; Преосвященному Иннокентию, епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому велено именоваться Архиепископом Камчатским и Якутским.
27.08.1852 - Святейший Синод в своём определении окончательно подтвердил, что Якутская область Иркутской губернии отходит к Камчатской епархии.
26.12.1852 - Святейший Синод принял решение о переводе архиерейской кафедры, духовной семинарии из Ново-Архангельска в Якутск.
10.04.1853 - назначил на Амур миссионером своего сына - священника Гавриила Вениаминова для обустройства православной миссии на Амуре и содействия закреплению левобережья Амура за Россией.
11.09.1853 – прибыл из Аяна в свою новую резиденцию - г. Якутск (встречал губернатор Якутской области К.Н. Григорьев), поселился в обители Спасского мужского монастыря, сделавшись его настоятелем.
27.09.1853 - осуществил торжественный молебен в Троицком кафедральном соборе г. Якутска, т.о., вступив в служебное общение с новой своей паствою; учредил комитет для перевода церковной литературы под председательством священника Димитрия Хитрова; перевёл в Якутск с о. Ситха (Аляска) Новоархангельскую духовную семинарию, которая стала первым средним учебным заведением края; новым ректором стал протоиерей Димитрий Хитров (Семинария функционировала до 1874 г. и по указу Святейшего Синода переведена в г. Благовещенск).
09.01.-26.02.1854 - совершил инспекторскую поездку по Якутской области, проехав около 4 тысяч вёрст для обозрения церквей и приходов.
01.03.1854 - выехал из Якутска в Иркутск (из Иркутска возвратился в Якутск 11.06.1854).
1854 - 1-я миссионерская поездка на Амур через Аянский порт, побывал в Николаевске.
11.04.1854 - в Иркутском кафедральном Богоявленском соборе на заутрени о. Иннокентий вместе с архиепископом иркутским Афанасием читали Евангелие на 11 языках, в т.ч.: на бурятском, якутском, алеутском.
31.05.1855 - выехал из Якутска в Аян (цель поездки - побывать на р. Амур).
09.06.1855 - прибыл в Аян, но вследствие военных действий, не смог выехать из Аяна на Амур; вёл переговоры в п. Аян с офицерами английского военного десанта (Крымская война); первоначально подвергся аресту офицерами Чарльза Эллиота; с 1855 г. по ходатайству о. Иннокентия Святейший Синод разрешил, в виде исключения, проведение массовых крещений в Якутии и строительство новых часовен по всей Камчатской епархии; в Якутии часовни строились во всех отдаленных районах без ограничения.
01.08.1855 - отправился из Аяна обратно в Якутск.
26.08.1855 - прибыл в Якутск из Аяна.
11.02.1856 - выехал из Якутска в Иркутск (цель: 2-я миссионерская поездка по Амуру).
28.02.1856 - проехал через Шилкинский завод на Кяхту и Амур - до самого устья; произвёл записи своих наблюдений ("Нечто об Амуре").
29.05.1856 - прибыл с группой генерал-губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского в китайский г. Айгун, где в составе дипломатической миссии встречался с начальником провинции - китайским амбанем и его шеньшами.
01.12.1856 - возвратился в Якутск из Аяна (встречал гражданский губернатор Якутской области Николай Фёдорович Скрябин); приветствован указом Святейшего Синода о награждении орденом Св. Александра Невского.
1856 (авг.) - присутствовал в Санкт-Петербурге на коронации императора Александра II Освободителя. Синод удовлетворил ходатайства о. Иннокентия об учреждении викариатов в Ситке и Якутске.
1857 - в Москве и Петербурге изданы 8 книг на якутском яз. (в т.ч. Евангелие, "Краткая грамматика якутского языка" протоиерея Дм. Хитрова, а также книга самого святителя Иннокентия "Указание пути в Царствие Небесное"; книги привезены в библиотеку Троицкого кафедрального собора (г. Якутск), где все желающие могли с ними ознакомиться (впоследствии библиотека была разграблена).
1857 (конец июня) - выехал в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде в качестве его члена и для личного доклада о духовных нуждах Якутско-Камчатского края.
1857 - миссионерская поездка по Якутии и Северной Америке;
1857 (летом) – убыл в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Для оптимального управления епархией, по ходатайству архиепископ. Иннокентия, Святейший Синод назначает ему в помощь двух викарных епископов: в Якутск и Ново-Архангельск.
11.01.1858 - Высочайшее повеление об учреждении викариатства в Якутске (викарию Якутскому велено именоваться епископом Якутским и заведовать округами: Якутским, Вилюйским, Олекминским, Верхоянским и Колымским); на Якутское духовное правление возложены обязанности от Камчатской консистории, которые ранее лежали на Новоархангельском правлении; указом Святейшего Синода кафедра архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии перенесена в станицу Усть-Зейскую (Благовещенск-на-Амуре) "для укрепления Амурского края"; в Якутске и Новоархангельске (Аляска) созданы викариатства.
23.02.1858 - в результате пожара в настоятельских кельях Спасского мужского монастыря (г. Якутск) погиб монастырский архив с записями о. Иннокентия.
09.05.1858 - прибывает в казачью станицу Усть-Зейскую (вместе с генерал-губернатором Восточно-Сибирской губернии Н.Н. Муравьевым-Амурским), где закладывает храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (по настоянию о. Иннокентия-Вениаминова Усть-Зейская столица переименовывается в г. Благовещенск), над амурской землёй впервые поднято знамя Российской империи в честь присоединения Приамурья к России.
16.05.1858 - присутствовал при подписании Айгунского договора (на переговорах от Российской империи присутствовали также: генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев Н.Н., управляющий дипломатической канцелярией, титулярный советник Бютцев Е.Г., статский советник МИД Перовский П.Н., управляющий путевой канцелярией губ. Карпов В.Д., подполковник ген. штаба Будагосский К.Ф., подполковник Языков В.Е., губернский секретарь дипломатической канцелярии, переводчик Шишмарёв Я.П. и др. От Дайцинского государства: князь, Амурский главком И-Шань, полковник дивизионного начальника Дзараминга, Айгунский амбань Джораминга и др).
В итоге заключён выгодный договор. России возвращались территории, отторгнутые китайцами по Нерчинскому договору 1689 - Албазинское воеводство в бассейне Амура и Зеи. Новая граница с Китаем прошла по Амуру (от Аргуни до Уссури), а край м. Уссури и морем остался в общем владении впредь до определения по сим местам границы. Реки Уссури, Сунгари, Амур находились в общем плавании, иностранные суда не имели права плавания по ним. Подданным обоих государств разрешались взаимная торговля и судоходство по Амуру, маньчжурские жители на лев. берегу Амура оставались китайскими подданными. Айгунский договор был дополнен Пекинским договором 1860, когда за Россией был закреплён Уссурийский край.
18.05.1858 - отслужил благодарственный молебен в Благовещенске по случаю заключения Айгунского договора.
1858 - посетил г. Николаевск.
1958 (сентябрь) - перевёл с Аляски в Якутск духовную семинарию, продолжил работу по переложению Священного Писания и богослужения на языки местных народов Якутии и Камчатки.
20.12.1858 - Указ императора об учреждении Амурской области, Благовещенск стал административным центром; с этого времени началось хозяйственное освоение территории.
19.03.1858 - указ Святейшего Синода: всем "отправляющимся на священно- и церковнослужительские места в Якутскую и Приморскую области" высочайше дарованы особые привилегии (двойные прогонные средства на каждого члена семьи и годовой оклад жалования, а по выслуге 10 лет, пособие и оплата обратного пути, если кто-то хотел вернуться.
02.09.1858 - вернулся в Якутск из Аяна.
26.02.1859 - выехал в Иркутск для осуществления рукоположения в сан епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии, ректора Якутской семинарии, архимандрита Петра, выбывшего вместе с ним.
29.03.1859 - совместно с архиепископом Иркутским Евсевием осуществил в Воскресенской церкви г. Иркутска хиротонию над архимандритом Петром.
05.06.1859 - возвратился в Якутск из Иркутска.
19.07.1859 - в Троицком кафедральном соборе (г. Якутск) совершил божественную литургию на якутском языке. "Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным" - в 20-х гг. XX в. Троицкий кафедральный Собор г. Якутска по решению местных атеистических властей был закрыт, утварь и иконостас подверглись разграблению и осквернению, кресты демjнтированы, колокольня разрушена; вскоре там разместился Якутский государственный драмтеатр им. П.А. Слепцова-Ойунского - известного партийно-советского работника и беллетриста; в настоящее время в здании Собора размещается Театр Эстрады и кафе, несмотря на протесты православной общественности.
1859 - переносит из Якутска архиерейскую кафедру на Амур (Благовещенск); новый епархиальный центр строился на берегу р. Зеи, в 4 верстах от города, в берёзовой роще с зарослями орешника; о. Иннокентий сам разработал проект зданий и инспектировал строительство, периодически наезжая из Якутска.
21.07. 1859 - подготовил инструкцию для священников Якутска о переводе церковных книг на якутский язык, о введении богослужения и отправления треб на якутском языке.
29.03.1859 – осуществил посвящение в викарии на Аляску декана Новоархангельской духовной семинарии архимандрита Петра.
1860 - приехал в Благовещенск; привез икону с собой Албазинскую (Торгинскую) икону из Сретенска и по его заказу для нее изготовили серебряный оклад с надписью: "Сия Албазинская икона Божьей матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 г. при первом вступлении в свой епархиальный город". Икону поместили в кафедральный собор Благовещенска; икона имела огромное значения для православных: место, где она находилась, становилось паломническим, с разных мест Амурской области и Дальнего Востока в Благовещенск стекались почитатели Албазинской иконы.
1861 - совершил литургию в Николаевске (Амур); посетил о-в Хоккайдо (Япония), встретился с главой православной миссии Николаем; провёл литургии.
1862 – прибыл на постоянное место жительства в Благовещенск после завершения строительства новой резиденции Камчатской епархиальной кафедры (решение Святейшего Синода); оставил в г. Якутске своего викария - преосвященного Павла (Попова) - первого официального епископа Якутского. Благовещенск становится центром обширных земель, возвращенных России Китаем по Айгунскому договору 1858 г.
1862 - исполнилось тысячелетие Руси; благословил открытие в Благовещенске духовного училища.
1863-68 - управлял епархией, совершая каждое лето длительные миссионерские и инспекционные поездки на специально построенном по его проекту и оборудованном походной церковью катере по Амуру и Зее; закладывал новые церкви, освящал построенные, совершал в сёлах и казачьих станицах массовые богослужения.
1865 - в последний раз посетил Якутск (встречен губернатором Якутской области Н.Ф. Скрябиным);
1865 (февраль) - подал в Синод первое представление по вопросу отделения Якутской обл. от Камчатской епархии и об учреждении самостоятельной епархии - положительного решения не последовало.
1865 - награждён орд. Святого Александра Невского.
07.07.1867 - назначил епископом Якутским, викарием Камчатской епархии Дм. Хитрова; член Святейшего Синода; почетный член Московского университета.
01.12.1867 - отправил письмо на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета с изложением своего отношения к продаже Аляски и Алеутский островов (российско-американский договор от 18.03.1867).
09.02.1868 - совершил епископскую хиротонию в Благовещенском кафедральном соборе над Дм. Хитровым с именем Дионисий.
18.01.1868 - назначен митрополитом Московским и Коломенским (вместо скончавшегося митрополита Филарета).
25.05.1868 - прибыл в Москву; осенью осуществил поездку по осмотру духовно-учебных заведений епархии; зимой 1868 г. имел аудиенцию у императора Александра II.
1869 (январь) - учредил Православное Миссионерское общество (ПМО) с резиденцией в Покровском монастырек (Москва), основаны Русские православные миссии в Монголии, Китае, Маньчжурии, Корее, Японии (1870), во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты.
08.01.1869 - избран почётным членом Императорского Русского Географического Общества (ИРГО).
1869 (зима) - поднял вопрос перед Святейшим Синодом о создании Якутской епархии, был издан императорский указ об учреждении с начала 1870 г. самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии (53-й в составе Российской империи); первым епископом Якутским и Вилюйским стал о. Дионисий (Хитров) – сподвижник о. Иннокентия.
1869 (апрель) - совершил поездку в Петербург для присутствия в Синоде; резко выступал против реформаторской политики либерализации в духовно-учебных заведениях, а также за независимый и полновластный суд архиереев в духовных делах.
1870 - создал в первый в России Миссионерский институт в стенах Покровского миссионерского монастыря (Москва); о. Иннокентий стал терять зрение, поэтому вызвал в помощь себе в Москву своего сына, протоиерея Гавриила, который стал секретарём отца.
29.03.1870 - направил вместо себя настоятеля московского Чудова монастыря архимандрита Вениамина в г. Якутск на торжественное открытие епархии; Вениамин передал благословение о. Иннокентия якутской пастве и икону Святой Троицы, написанную на кипарисовой доске; икону был вставлен серебряный мощевичек с частицей Животворящего древа Креста Господня; надпись гласила: "Благословение граду Якутску и новоучрежденной епархии Якутской"; в настоящее время икона хранится в кафедральном Никольском соборе, в алтаре.
1871 - прокурировал создание духовной семинарии в Благовещенске - совместно со своим преемником по Приамурской кафедре епископом Вениамином (Благонравове).
1874 - организовал первое периодическое издание ПМО - журнал "Миссионер".
1877 - положил начало строительству миссионерской Боголюбской часовни в Москве.
31 марта (ст. ст.) 1879 – скончался.
05.04.1879 - погребён рядом с могилой митрополита Филарета (Дроздова) в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.
1974 (март) - Священный Синод Православной Церкви в США обратился к Священному Синоду РПЦ с просьбой о канонизации просветителя Америки митрополита Московского и Коломенского Иннокентия; комиссия Священного Синода РПЦ изучила материалы из жизни о. Иннокентия (Вениаминова) признала просьбу обоснованной.
06.10.1977 - Русской Православной Церковью святитель Иннокентий) причислен к лику святых; опубликована его каноническая биография (см.: "Житие святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского").
02.06.1996 - по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве основано Православное Братство во имя святителя Иннокентия.
1997 год объявлен в США годом святителя Иннокентия. В отреставрированной на деньги правительства США церкви Михаила Архангела создан историко-культурный заповедник "Дом русского епископа".
Именем и в честь Иннокентия (Вениаминова):
- назван вулкан - вершина Алеутского хребта на Аляске (2507 метров);
- в Благовещенске святителю Иннокентию установлен памятник;
- решением Ленского объединенного речного пароходства теплоход "Сибирский" переименован и носит имя "Святитель Иннокентий".
Иконография по св. Иннокентию (Вениаминову)
Иконография по св. Иннокентию (Вениаминову)
Сохранились неск. фотографий, живописных портретов, ряд гравюр и литографий с изображением И., относящихся в основном к последнему периоду его жизни. Исключение в этом ряду - небольшой по размеру и камерный по характеру портрет И. 40-х гг. XIX в. (НКПИКЗ; в 1878 передан в ЦАМ КДА в составе собрания А. Н. Муравьёва), где он изображен сравнительно молодым, в бытность епископом Камчатским (существует эстамп аналогичного извода). Святитель представлен по пояс, в кресле, в небольшом повороте влево, в черном клобуке и рясе, на груди панагия с Казанским образом Божией Матери. У него небольшая борода и спадающие на плечи темные волосы, взгляд устремлен вверх, в левой руке с четками на запястье развернутый свиток с текстом: «Оудивилъ Г[оспо]дь м[и]л[ос]ть свою на мн Бл[а]гослови дше мо Г[оспо]да и не забывай всхъ возданiи Его». Ранний графический портрет 1841 г. представляет И. в профиль (Быть полезным Отечеству: Сб. писем. М., 2009. С. 206).
Др. портрет И.- посл. трети XIX в. (Московское ЕУ), очевидно, послужил основой для мн. эстампов. Это поколенное изображение сидящего вполоборота вправо старца, в рясе и белом клобуке, на груди панагия и 2 орденские звезды, руки на подлокотнике кресла и на коленях; колорит монохромный. Третий живописный поясной портрет - кон. XIX - нач. XX в. (митрополичьи покои ТСЛ) представляет святителя в синей рясе и белом клобуке с крестом, с наградами - орденом св. Александра Невского и св. Владимира, с крестом в память Крымской войны, в левой руке - четки. Портрет И. был выполнен Г. И. Беловым в сер. XIX в., на его основе сделана литография; на картине 1869 г., написанной худож. А. Кондыревым, святитель был представлен за богослужением на Амуре (не сохр.?).
Неск. эстампов относится к упомянутому иконографическому типу - поколенному изображению святителя с длинными седыми волосами и окладистой раздвоенной бородой, в рясе и клобуке, с четками в левой руке. На груди И.- панагия и 2 орденские звезды (тоновая литография 70-х гг. XIX в. с пометой: «съ Фотогр[афии] Троице Сергiевои Лавры», РГБ, ЦАК МДА); к ним могут быть добавлены наперсный крест, орденские знаки и звезды, как на с.-петербургской гравюре на стали 1894 г., изданной П. П. Протасовым (ЦАК МДА, вариант в ИРЛИ. ПД). На эстампе 1869 г., повторяющем гравюру Э. К. Даммюллера (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 5. Ед. 62), святитель показан погрудно, в повороте влево, в клобуке и с наградами, с факсимиле автографа под изображением. На литографии с раскраской 1868 г. московской мастерской И. Гаврилова, изданной П. Н. Шараповым (ГИМ), портрет И. фронтальный (руки отсутствуют), на панагии - образ Спасителя. Известна литография И. (1868, московская мастерская А. Руднева, РГБ), на к-рой он изображен в богослужебном облачении (в архиерейской мантии, в митре, с панагией), с 2 орденами, с благословляющей десницей и с жезлом в левой руке (РГБ, ИРЛИ. ПД - из собрания Ф. А. Витберга).
Портреты И. в технике эстампа были выполнены также в 1868 г. (после назначения святителя на Московскую кафедру) в московских мастерских Руднева (3 типа изображения), Чередеева, Е. Яковлева, А. В. Морозова, А. И. Стрельцова и др. (РГБ, ЦАК МДА). Бытовали англ. гравюра с ранним портретом И. в сане епископа, литография Леонтьева по рис. худож. Кулакова (Кат. выст. в память митр. Филарета по случаю 40-летия его кончины. М., 1907. С. 9). Портреты И. помещались в изданиях его жизнеописаний, напр.: Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883; О жизни и подвигах Иннокентия, архиеп. Камчатского, Курильского и Алеутского, впосл. митр. Московского. СПб., 18892; И[ером.] Х[аралампий]. Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия, митр. Московского. М., 19122.
Первые иконописные образы И. созданы к его прославлению в 1977 г. Святителя пишут, как правило, в богослужебном облачении - в саккосе, омофоре и митре (иногда в мантии и клобуке). К ранним произведениям принадлежит поясная икона 70-х гг. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) - И. представлен с крестом и жезлом в руках (как свт. Иоасаф Белгородский). Подобный образ написан ею для московского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 220). На иконе работы игум. Зинона (Теодора) из иконостаса придела в крипте Успенского собора лавры святитель изображен с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке (ок. 1980). Ставший иконографическим образцом рисунок И. выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной в кон. 70-х - 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 206). В сер. 90-х гг. XX в. в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры иером. Иннокентием (Николаевым) написан ростовой образ на крышку раки И. В ризнице лавры находится 2 поясных образа святителя кон. XX в. (мастерская Худож.-производственного предприятия «Софрино» РПЦ). На нек-рых иконах он представлен на фоне Москвы, в житии, а также в группе Московских святителей (икона ок. 2006, ЦАМ СПбДА). Его образ включается в совр. композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», «Собор Московских святых» (2004, иконописец И. В. Ватагина, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве).
Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 998; Петров Н. И. Указатель Церк.-археол. музея при КДА. К., 18972. С. 54. № 2626; Духовные светочи России. С. 179-182. Кат. 158-159; Каталог збережених пам'яток Киïвського Церковно-археологiчного музею, 1872-1922 рр. К., 2002. С. 40, 153. № 70. Я. Э. Зеленина, Е. В. Лопухина
Т.А. Крючкова / Иркутские страницы земной жизни святителя Иннокентия Вениаминова

Город Иркутск особо отмечен в жизни святителя Иннокентия Вениаминова. 15 лет в период своей молодости и становления личности он провел в столице Восточной Сибири. Родившись 26.08.1797 в семье пономаря церкви св. Илии Пророка в с. Анга Верхоленского уезда, на севере Иркутской губернии Евсевия Попова - Ваня Попов, будущий знаменитый миссионер, в возрасте 11 лет был привезен в Иркутск и 08.03.1808 поступил в Иркутскую духовную семинарию. Двухэтажное здание семинарии, находящееся на Нижней набережной, сохранилось до нашего времени. В нем располагается в настоящее время один из корпусов Педагогического университета. В семинарии было 8 классов, в которых изучались богословие, риторика, философия и другие предметы, здесь же находились комнаты для проживания семинаристов. Так как в семинарии было несколько учеников с фамилией Попов, то для отличия Ивана называли Поповым-Ангинским, а позднее ректор семинарии сменил ему фамилию на "Вениаминов" в память умершего в 1814 г. епископа Вениамина (Багрянского). За десять лет обучения в семинарии, отличаясь огромным трудолюбием и природной любознательностью, Иван прекрасно освоил все науки, много читал и овладел несколькими ремеслами, которые впоследствии очень пригодились в миссионерской деятельности. Известно, что, помогая часовому мастеру отремонтировать городские часы на колокольне Спасской церкви, он досконально изучил часовой механизм и впоследствии сам изготовил несколько часов и музыкальных органчиков, которые исполняли духовные гимны.
За год до окончания семинарии Иван Вениаминов был посвящен в диаконы. Обряд посвящения 13.05.1817 проводил епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил (Бурдуков) в Иркутской Крестовоздвиженской церкви, а служебное место новому диакону по его прошению было представлено в Иркутской Благовещенской церкви. 01.05.1817 префект протоиерей Никифор Парняков подал рапорт епископу Михаилу о том, что "Иркутской семинарии студент богословия Иван Вениаминов с дочерью священника Иоанна Шарина девицею Екатериною в здешней Благовещенской церкви апреля 29-го дня по церковному чиноположению мною обвенчан".
В 1818 г. И. Вениаминов закончил Иркутскую семинарию. 18 мая 1821 г. он был рукоположен в священника к той же Благовещенской церкви и прослужил в ней два года, открыв воскресные "христианские уроки" для детей прихожан. Кроме этого, он преподавал церковное пение в семинарии. Во исполнение указа Синода епископ Михаил должен был послать во владения Российско-Американской компании на о. Уналашку Алеутского архипелага священника. После некоторых колебаний Иван Вениаминов дал свое согласие и 07.05.1823 с семьей выехал из Иркутска к новому месту назначения, куда добирался более года.
К Иркутской Благовещенской церкви святитель великий святитель земли русской питал особое благоговейное чувство. Вот как описывает И. Барсуков, написавший обширный труд о жизненном пути Иннокентия, посещение им Благовещенской церкви в марте 1841 года, когда назначенный во вновь учрежденную епархию Российско-Американских церквей и посвященный в Петербурге в декабре 1840 года во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, он проездом останавливался в Иркутске:
"В первое воскресение, по прибытии своем в Иркутск, преосвященный Иннокентий совершил Литургию в церкви Благовещения... При входе в церковь Преосвященный, поцеловав поднесенный ему крест и окинув церковь глазами, направился приложиться к иконам; и затем, совершив общее благословение народу своим большим, полным крестом, приступил к священнодействию. Священники, бывшие товарищи его, подходили к нему за благословением; на лицах их было заметно удивление. Весь город устремился в церковь, посмотреть на прежнего Благовещенского дьякона, превратившегося в архиерея. Теснота была страшная, так что полиция не знала, что и делать. По окончании литургии, преосвященный Иннокентий преподал в храме и по выходе из него святительское благословение каждому из множества собравшегося народа".
Существует предание, что в один из приездов Святитель Иннокентий нашел в Благовещенском храме свой дьяконский стихарь, в котором он служил здесь в свои молодые годы, и забрал его с собой. Известно также, что он завещал похоронить себя в этом стихаре, эта просьба была выполнена.
Любопытно, что история строительства Благовещенской церкви косвенно связана с освоением русскими берегов Русской Америки. В клировых ведомостях о Благовещенской церкви говорится, что она построена в 1785 г. "тщанием купца Ивана Ивановича Баушева и прочих доброхотных дателей".
Но в Государственном архиве Иркутской области нам встретился очень интересный документ. Это письмо иркутского епископа Михаила архимандриту Иркутского Вознесенского монастыря Сенесию от 0.06.1784. Он пишет: "Преподобнейший отец архимандрит Сенесий. Здешние иркутские купцы Михайло Сибиряков, Дмитрий Сизых и Николай Мыльников просили меня о даче позволения о строении заложенной здесь в городе Иркутске поблизости кузнечного ряду покойным преосвященным Софронием епископом иркутским по просьбе бывшего купца Ивана Бечевина во имя Благовещения Пресвятой Богородицы каменной церкви. Однако ж за много прошедшим временем и за сгорением в духовной консистории письменных дел о заложении оной церкви никакого дела не отыскалось, а поелику Ваше преподобие в тогдашнее время при его преосвященстве первенствующим находились, то Ваше преподобие прошу меня уведомить: не припомните ль Вы - в котором году и не Вами ли, или кем другим из духовных чинов оная церковь была заложена; чего ожидая с благосклонностию к Вам пребываю Вашего преподобия усердный доброжелатель и богомолец Михаил епископ Иркутский и Нерчинский".
Ответ архимандрита Сенесия, в котором должна быть указана дата начала строительства Благовещенского храма, к сожалению, нами в архиве не найден. Но письмо епископа Михаила Миткевича все же проливает свет на этот вопрос. Судя по этому письму, Благовещенская церковь была заложена при епископе Софронии, который занимал Иркутскую епископскую кафедру с 1754 по 1771 г. В документе говорится, что церковь начала строится по просьбе Ивана Бечевина, который погиб 13.12.1759, т.е. время закладки здания церкви ограничивается 1754 - 1759 годами.
Среди иркутских меценатов XVIII века фигура иркутского купца Ивана Степановича Бечевина (ок.1701 - 1759) ярко выделяется. В 1740-50 годы он владел винным откупом, имея баснословные прибыли. Участвуя в морских промыслах на Тихом океане, он также имел большой доход. Сохранилось предание, что у него золотые и серебряные деньги хранились в боченках, а медные - в бочках, прикованных к стенам кладовой. Молву о большом богатстве Бечевина подтверждает тот факт, что во 2-й половине 1750 годов на его средства начали строится в Иркутске сразу три обширных каменных храма: Тихвинская церковь (заложена в 1754 г.), в приходе которой он жил, Знаменская (заложена в 1757г.) и Благовещенская (между 1754 и 1759 гг.).
Причиной остановки строительства Благовещенской церкви явились чрезвычайные события, происшедшие в Иркутске в 1758 - 1761 годах, о которых довольно пространно описывается в Иркутской летописи. 8 июля 1758 года в Иркутск приехал следователь Петр Никифорович Крылов. Первое время, никак не проявив себя, Крылов сошелся со многими жителями, собрал сведения о всех держателях кабаков, а затем через полгода резко изменил свое поведение. Путем угроз, арестов, описей имущества Крылов стал вскрывать нарушения в винной продаже и отбирать деньги, якобы нечестно нажитые иркутскими откупщиками. Тех, кто не сознавался, он пытал и добивался того, что люди подписывали все, что от них требовал Крылов. Купец Иван Бечевин от таких пыток умер. В Иркутской летописи опубликован список 110 иркутских граждан, у которых Крылов изъял 155.090 руб. 55 коп. Больше всего денег в этом реестре было записано за Бечевиным: 30.000 рублей. В период деятельности Крылова в Иркутске значительная часть иркутского купечества была запугана и разорена.
В 1761 году, по предписанию губернатора Соймонова, Крылов был арестован и отправлен в Петербург. Чем окончилась его ревизия - неизвестно: по одним источникам он был наказан кнутом и сослан на каторгу, по другим - избежал всякого наказания благодаря покровительству пославшего его в Сибирь обер-прокурора Глебова.
Здание Благовещенской церкви строилось и благоустраивалось довольно продолжительное время. В ней было устроено четыре престола. Главный холодный, т.е. неотапливаемый храм, богослужения в котором велись только летом, был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы 29.10.1804. Два теплых придела, располагавшиеся с западной стороны от главного храма, были освящены раньше: придел по правую руку от входа, посвященный трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту - 16.11.1785; слева во имя великомучениц Екатерины и Варвары – 26.07.1789. И третий придельный храм под колокольнею в честь святых Сергия Радонежского, Макария Унженского и Макария же Калязинского был устроен как раз в то время, когда в Благовещенской церкви служил Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов. Придел освящен был 04.08.1821.
Здание Благовещенского храма не сохранилось. Причем Благовещенский храм погибал дважды. Первый раз это произошло в 1879 году, в один из самых ужасных иркутских пожаров, когда 22 и 24 июня практически выгорел весь центр города (75 кварталов с 105 каменными и 3418 деревянными постройками). Очень пострадали четыре церкви - Владимирская, Харлампиевская, Тихвинская и Благовещенская. Распространению пожара способствовал сильный ветер, который перебрасывал огонь по крышам. Яркой иллюстрацией страшного поверхностного огня могло служить то обстоятельство, что большой колокол
Благовещенской церкви растопился и стек на землю. Стены Благовещенского храма очень пострадали, отремонтировать их не представлялось возможным, и церковь полностью, начиная с фундамента, перестроили. Второй раз уже
окончательно здание Благовещенской церкви было разрушено в 30-е годы. На том месте в настоящее время находится жилой дом.
В следующие свои приезды в Иркутск, в 1857, 1858, 1859, 1865 и 1868 гг. святитель Иннокентий Вениаминов обязательно бывал в Благовещенской церкви. Особенно иркутянам запомнилось его последнее посещение г. Иркутска в 1868 г., когда он, назначенный на высокий пост митрополита Московского и Коломенского ехал с Дальнего Востока к месту своего служения в Москву.
В Иркутской летописи подробно описываются все важные события его пребывания в Иркутске с 13.03 по 20.04, взволновавшие весь город:
"1868 г.
13.03, в полдень, при ярком сиянии солнца раздался торжественный звон церквей Иркутска. По Амурской улице ехал с Востока Высокопреосвященный Иннокентий, назначенный митрополитом Московским. Соборная площадь была полна народа. У подъезда архиерейского дома гостя встретил Иркутский архипастырь [Парфений] с почетным духовенством. В покоях архиерейского дома ожидали владыку Иннокентия генерал-губернатор Михаил Семёнович Корсаков, губернатор и прочий генералитет, военный и гражданский, а также представители городского общества и почетного купечества, которые владыке поднесли хлеб-соль.
15.03 Высокопреосвященнейшему митрополиту Иннокентию представлялось всё иркутское духовенство и поднесло ему хлеб-соль.
24.03 в кладбищенской по случаю престольного праздника совершено торжественное богослужение митрополита Иннокентия в сослужении архиепископа Парфения, епископа Вениамина и городского духовенства.
Церковь Иерусалимская, недавно обновленная усердием ее старосты, иркутского купца Дмитрия Дмитриевича Демидова, которого после литургии иерархи и посетили.
25.03 в Благовещенской церкви торжественное богослужение трех иерархов [митрополита Иннокентия, архиепископа Парфения и епископа Вениамина], при которой Высокопреосвященный митрополит за 47 лет пред сим начал свое священническое служение. После литургии архипастыри посетили старосту Николая Семеновича Котельникова, которого дед служил также церковным старостою при Благовещенской церкви, тогда Высокопреосвященный Иннокентий был при ней священником. Это один из тех приходских домов, который отец Иоанн Вениаминов в свое время отличал особенною любовию и уважением за богобоязненность и примерную расположенность к приходскому клиру. Надо было видеть, с каким умилением старушка, мать настоящего старосты Н.С., смотрела теперь на посещение высокого гостя, в молодых летах знавшая его своим приходским священником и дожившая до счастья увидеть его у себя в доме в сане митрополита Московского.
31.03 Пасхальную утреню и литургию совершали в кафедральном соборе Московский и Иркутский архипастыри в сослужении соборного духовенства. Евангелие читано на славянском, греческом, еврейском, немецком и русском языках. Вечерню служил в соборе Высокопреосвященнейший Иннокентий, а Преосвященный Парфений - в своей домовой церкви.
01.04. Оба иерарха служили литургию в церкви при семинарии.
02.04 Иерархи служили литургию в Згнаменском монастыре, после которой посетили настоятельницу обители игуменью Сусанну, а затем училище девиц духовного звания.
04.04, В четверг на светлой седмице Иркутск с тою же торжественностию, как и в прошлом году, праздновал спасение Государя в 1866 году. Но к торжеству этому присоединилось служение и шествие в торжественной процессии митрополита Московского и Коломенского Иннокентия. Самое же пребывание митрополита – случай для Иркутска небывалый и едва ли когда может повториться. Иркутяне счастливы, что им привелось провести этот день так торжественно, благодаря воле Государя, возведшего глубокоуважаемого чтимого иркутянами архипастыря в высший сан духовной иерархии. После богослужения на штабной площади пред иконами, принесенными из собора, совершен благодарственный по чину пасхальному молебен с коленопреклонением. При возглашении многолетия Государю Императору произведен салют из пушек и звон во всех церквах города.
07.04 по случаю храмового праздника, в Воскресенской церкви совершили литургии оба иерарха. Церковь после повреждения ее пожаром, украшена новым иконостасом и обновлена усердием бывшего старосты Михаила Александровича Сибирякова. После службы иерархи посетили настоящего старосту А.А. Терентьева.
17.04, в день рождения Государя Императора Александра Николаевича, литургию в соборе совершали иерархи Иннокентий, Парфений и Вениамин. Вот те, которые сослужили митрополиту Иннокентию последний раз: архимандрит настоятель Вознесенского монастыря Мартиниан, начальник Иркутской миссии Епифаний, инспектор семинарии Иаков; протоиереи: кафедральный Прокопий Громов, из Благовещенска Гавриил Вениаминов (сын митрополита). Вознесенской церкви Василий Карташов, священники: ключарь собора Иоанн Чирцов, благочинный городской - Константин Сотников, соборные: Валериан Петухов и Иннокентий Пономаревский; за протодиакона Федор Попов и диаконы соборные - Михаил Громов, Антипатр Малов.
19.04 митрополит Иннокентий в архиерейском доме простился с генерал-губернатором, начальствующими лицами, духовенством и представителями городского общества. Выехал в 4 часа дня в Вознесенский монастырь. До перевоза его сопровождала большая толпа народа, которые подходили под благословение. Севши на карбаз, отплыл, сопровождаемый некоторыми лицами, пожелавшими проводить его до монастыря.
Назавтра, 20.04, он совершил напутственную литургию при мощах Св. Иннокентия в Успенской церкви. По окончании литургии арх. Парфений отслужил молебное пение за Высокопреосвященного путешественника. Затем иерархи, генералитет и все почетные посетители отправились в настоятельские покои. После обеда, когда подавали чай, юноша 18 лет, окончивший курс гимназии, сын полковника Андрей Николаевич Медовиков сказал владыке прощальное слово, коим тронул как его, так и всех присутствующих. В три часа, со всеми простившись, владыка пошел из обители, где за воротами его ждал экипаж. Стечение народа было большое; всем хотелось еще раз увидеть дорогого владыку. До первой станции его проводил настоятель монастыря и несколько духовных лиц".
На Иерусалимском кладбище похоронена жена митрополита Иннокентия Екатерина, умершая 24 ноября 1839 года, тогда еще бывшего священника Иоанна Вениаминова.
Опубликовано: // Русская Америка. Материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (Иркутск, 08-12.08.2007, Иркутск, 2007. С. 264-271
25.08.2022/ чт на заседании Священного Синода в Москве был утверждён текст акафиста Иннокентию Московскому (Вениаминову)
ИЕРОМОНАХ ФЕОФИЛ (ВОЛИК) ПРЕДСТАВИЛ АРХАНГЕЛЬСКУЮ ЕПАРХИЮ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 200-ЛЕТИЮ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА СИБИРЦЕВА
http://www.arh-eparhia.ru/news/455/107670/
Синодальный отдел по делам молодежи и Издательский Совет провели брейн-ринг на тему «Церковь и русская литература в XX веке»

http://www.patriarchia.ru/db/text/5964444.html
Из очерка "Иннокентий Вениаминов"/ автор Алексей Павлович Окладников/ 1908-1981,
который вошёл в состав сборника "Первопроходцы", вышедшего в свет в 1983 г/ в серии
"Жизнь замечательных людей" в издательстве "Молодая гвардия":
Всего в мире построено 30 храмов Иннокентия, митрополита Московского
19.08.2022 - 10.10.2022
Вадим Михайлов
(Vadim MIKHAYLOV)
куратор проекта (project's organizer)
Что такое "Уроки Святителя Иннокентия (Вениаминова)"
Информационно-культурологическое мероприятие/ ИКМ "Уроки Святителя Иннокентия (Вениаминова)" в рамках волонтёрского проекта - историко-биографического ремейка ""И на Тихом океане не окончим наш проект…" или "Русская Америка/2022" / "РА-2022", приуроченного к 225-летию со дня рождения деятеля Русской Православной Церкви/ РПЦ - святителя Иннокентия (Вениаминова, при рождении Ивана Евсеевича Попова)/ 26.08.1797 - 31.03.1879 (даты приводятся по старому стилю).
Примерный план-макет ИКМ / продолжительность: 20/45/60/90 минут (вариативно)
Информационно-культурологическое мероприятие/ ИКМ "Уроки Святителя Иннокентия (Вениаминова)" в рамках волонтёрского проекта - историко-биографического ремейка ""И на Тихом океане не окончим наш проект…" или "Русская Америка/2022" / "РА-2022", приуроченного к 225-летию со дня рождения деятеля Русской Православной Церкви/ РПЦ - святителя Иннокентия (Вениаминова, при рождении Ивана Евсеевича Попова)/ 26.08.1797 - 31.03.1879 (даты приводятся по старому стилю).
Примерный план-макет ИКМ / продолжительность: 20/45/60/90 минут (вариативно)
I/ Цель:
Рассказать участвующим: о замысле, маршруте и деталях проекта "РА-2022 и о его связи с предыдущим проектом
"Российско-Американская Миссия-2" или "Русская Америка/2021" / "РА-2021", который был выполнен в конце 2021 года, посвящался 275-летию со дня рождения первого правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова и проходил по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских первопроходцев в хозяйственном и административном освоении Русской Америки, в число которых входят:
- купец Шелехов Григорий Иванович /1747, Рыльск - 1795, Иркутск;
- его зять, камергер, дипломат, путешественник Резанов Николай Петрович /1764, Санкт-Петербург - 1807, Красноярск;
- Баранов Александр Андреевич/ 1746, Каргополь - 1819, около острова Ява;
- комендант крепости Форт-Росс Кусков Иван Александрович/ 1765, Тотьма - 1823, Тотьма.
II/ Задачи:
Образовательные:
- передать новые знания, касающиеся гуманитарного, миссионерского и культурологического освоения Северо-Американского континента - Русской Америки (Аляска и прилегающие острова,) а также территорий по берегам реки Амур и Дальнего Востока;
- рассказать о жизненном пути епископа РПЦ Ивана Евсеевича Попова/ будущего святителя Иннокентия/ Вениаминова, который в XIX веке сыграл важную роль:
- в продолжении миссионерского освоения Русской Америки в 1823-1853 гг. и в продвижении православия в Сибири и на Дальнем Востоке в 1853-1867гг. в качестве первого архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского (1840-1868);
- а также в качестве одного из иерархов РПЦ - члена Святейшего Синода, митрополита Московского и Коломенского (1868-1879).
- рассказать дополнительно о деятельности руководителя русской духовной миссии на о-ве Кадьяк в 1807-1836 гг. впоследствии первого православного святого Америки, преподобного Германа Аляскинского (в миру Егора Ивановича Попова/ 1751 (или 1756/1757), Кадом, Рязанская - 1836, Еловый остров, Аляска;
- развивать умения анализа соотнесённости разных исторических фактов и реалий;
- формировать навыки оперирования данными, относящимися к разным областям знания (история, география и т.д.);
- стимулировать желающих к поисковой и исследовательской работе в части самостоятельного нахождения информации по затронутой тематике;
- мотивировать желающих на углублённое изучение английского языка для письменной коммуникации с носителями данного языка, в частности, живущими на Аляске.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за оставивших свой след в истории соотечественников относительно связанных с ними мест на маршруте проекта;
- формировать на примере связанных с проектом личностей потребность в знаниях и тягу к непрерывному познанию окружающего мира, в т.ч. через самообразование;
- стимулировать на соответствующих примерах стремление к преодолению физических трудностей и формирование волевых начал личности;
- доносить понимание объективной необходимости мирного сосуществования двух современных мировых держав: Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки, имеющих почти 250-летнюю историю двусторонних отношений (в 1780 г. в разгар Войны за Независимость США в Российской империи при Екатерине II была принята "Декларация о вооружённом нейтралитете", что означало фактическую поддержку со стороны России отделившихся от метрополии северо-американских колоний Англии).
III/ Состав участвующих - возраст 14+
IV / Площадки для проведения: музеи, библиотеки, дома/дворы культуры, клубы, школы (по согласованию) с учётом актуальных ограничений, в частности, уличный формат
V/ Содержание:
1/ Представление участников проекта "РАМ-2" и их роли в проекте:
- Михайлов Вадим Александрович, уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник факультета иностранных языков педвуза в Архангельске им. М.В. Ломоносова, ныне проживает в Подмосковье; автор идеи и куратор проекта;
- Борисов Сергей Олегович, уроженец г. Архангельска, участник нескольких волонтёрских проектов ("Ченслериада-2/ август 2021, "РА-2022"/ август - сентябрь 2022;
- Горюшин Игорь Олегович, представитель фирмы-партнёра проекта, ведущий страницы проекта "РА-2022" (путевой дневник, фото, видео, GPS-локация) на портале "МыОткрываем.РФ" по ссылке: http://wediscover.ru/veniaminov (находится в Москве).
2/ Ответное представление:
Возможно, заранее через представителей организатора попросить кого-либо из участвующих подготовить очень краткий устный рассказ о месте проведения ИКМ
3/ Вводная часть:
Излагается общая информация о замысле, маршруте и деталях "РА-2022" и о его связи с предыдущим проектом "РА-2021", а также о родственных проектах, в том числе о кинопроектах.
4/ Разминочная часть:
Предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся сравнения 49-го штата Аляски в составе США и субъектов РФ по разным показателям, например, с каким из трёх предложенных регионов РФ соотносится Аляска:
- по площади: Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Тюменская область + ХМАО + ЯНАО;
- по численности населения: Москва, Архангельская область, Мурманская область;
- по плотности населения: Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Ненецкий АО;
- по численности населения в административном центре штата Аляска (город Джуно) и субъекта или муниципального образования (районного центра) в РФ: Москва, Архангельск, Рыльск, Шелехов;
- кто старше: Аляска как 49-й штат США или куратор проекта/ насколько?
Задание выполняется без предварительной подготовки.
Дополнительно можно предложить назвать этнохорОнимы/ катойкОнимы - как называются жители той или иной местности (города) на проекте: Аляска/ аляскинцы, г. Кадьяк (первая с 1784 г. столица Русской Америки как Павловская / кадьякцы,
5/ Содержательная:
По выбору ведущего ИКМ может быть сформулированы некоторые из уроков и итогов пребывания наших соотечественников на Северо-Американском континенте в течение 135 лет (1732-1867):
- географические открытия;
- хозяйственное освоение (промысел на морского зверя, в частности, на калана или "морскую выдру");
- выстраивание корректных отношений с местным населением (алеуты, эскимосы, индейцы, тлинкиты/колоши);
- гуманитарное (включая просветительское) продвижение (прививки от оспы, обучение детей местных жителей);
- культурологическое измерение, в т.ч. продвижение православия: преподобный Герман Аляскинский/1751 или 1756 - 1836; первый епископ Кадьякский Иоасаф/ 1761-1799; митрополит Иннокентий (Вениаминов)/ 1797-1879.
6/ Интерактивная (в процессе подготовки)
7/ Голосовательная часть:
По выбору ведущего ИКМ участвующим может быть предложено выразить свою позицию в рамках так называемого рейтингового голосования. Участвующим можно предложить определиться по конкретному вопросу и проголосовать за один или несколько вариантов
Вопрос на голосование:
В какой точке тихоокеанского побережья может прибить к берегу бутылочную почту, где она может быть обнаружена местным жителем, который, вероятно, откликнется на письмо и напишет на электронную почту куратора проекта:
А/ побережье Охотского моря РФ;
Б/ полуостров Камчатка РФ;
В/ остров Сахалин и острова Сахалинской гряды РФ;
Г/ Японские острова;
Д/ побережье Китайской Народной Республики;
Е/ Аляска и острова в её составе;
Ж/ другая точка на Тихом океане;
3/ не достигнет берега (может разбиться).
Голосовать можно за несколько вариантов.
8/ Разрядочная часть (факультативно):
При возможности и при наличии времени можно рассказать участвующим о некоторых запомнившихся интересных или необычных моментах данного проекта или предыдущих проектов
9/ Домашнее задание:
Участникам ИКМ, владеющим письменным английским языком, можно предложить написать письмо в Свято-Германовскую духовную семинарию (Кадьяк, Аляска) по почтовому адресу: 414 Mission Rd. Kodiak, AK 99615-9985 USA
в котором поздравить православных семинаристов Аляски с 225-летием со дня рождения святителя Иннокентия / Вениаминова.
10/ Заключительная часть:
Ведущий благодарит присутствующих за участие и при возможности вручает наиболее отличившимся при ответах на вопросы возможные сувениры.
Сообщается, что информация о проведённом мероприятии в виде путевой заметки с указанием отличившихся участвующих будет размещена на странице портала партнёра проекта по ссылке:
http://wediscover.ru/veniaminov
10/ Оценочная часть (факультативно):
По инициативе организаторов ИКМ - присутствующим может быть предложено дать оценку закончившемуся ИКМ по критерию: "понравился/не понравился", а также выделить наиболее запомнившиеся моменты ИКМ, если имеются.
VI/ Заключение:
В целом идея ИКМ реализуется в виде познавательно-воспитательного мероприятия, носящего комплексный, синтетический, междисциплинарный характер.
VII/ Реквизиты:
- российский и американский флаги (большие полотнища);
- российский и американский флаги (настольный вариант на подставке);
Подготовил Вадим Александрович Михайлов, куратор волонтёрских просветительских проектов
Контактные детали e-mail: oven59@mail.ru телефон: +7 (930) 336 26 97
по состоянию на 14.07.2022
written by Pastor Ioann Veniaminov, who had been living among the Aleuts between 1824 and 1834. Veniaminov's educational background was a humble one -he had only attended the Irkutsk Spiritual Seminary prior to his ordination as a priest and assignment to the local church of Annunciation. Yet he was to make a great impression on the community of learned men in Russia during the next decade and a half.


Платиновая памятная монета Госбанка СССР от 22.04.1991 номиналом в 150 рублей в серии «250 лет открытия Русской Америки: Иоанн Вениаминов - миссионер и просветитель, XIX в.»
Нам пишут:
Постпроектная деятельность
25.09.2022/вск примерно в 15:30 местного времени (08:30 по московскому времени) Петр Владимирович (крестник Вадима Александровича) отправил в свободное плавание в воды Татарского пролива Японского моря переданную ему крёстным и куратором проекта запечатанную в Анге Иркутской области бутылки с посланием. Локация: мыс Меншикова на территории рабочего поселка Заветы Ильича в составе Советско-Гаванского района Хабаровского края (рядом с р/п Ванино) - на другой стороне Татарского пролива на острове Сахалин находится г. Углегорск.
Ждём feedback!
А вдруг?!...
Путевые заметки - Travel notes