veniaminov

День 15: 05.09.2022/ пн - Транссиб-5: про Владивосток

История Владивостока начинается с подписания "Айгуньского договора" между Российским и Дайцинским (Китай) от "16 дня мая месяца 1858 года" (по старому стилю). В итоге Россия обзавелась обширной приморской территорией на далёких восточных землях государства.
Чуть позднее внимание генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского при обходе им на корабле берега залива Петра Великого хорошо укрытая бухта. Было предложено назвать её Золотым Рогом. На берегах бухты был основан военный пост Владивосток.
20.06.1860 в бухту прибыл транспорт "Манчжур" под командованием А. Ф. Шефнера. На берег высадился отряд из 40 человек во главе с прапорщиком Н. В. Комаровым (ныне одна из улиц носит его имя). В тот же день на месте высадки был поднят государственный флаг Российской империи.
Вскоре в бухту пришёл винтовой корвет "Гридень". Были проведены промеры бухты. На географической карте появились новые названия "Гавань и пост Владивосток", "Мыс Чуркина", "Мыс Эгершельда", "Бухта Золотой Рог".
Первым официальным командиром поста стал Е. С. Бурачек, который дожил до 50-летия своего города в 1940 году. После смерти прах первого командующего городом был перенесен во Владивосток.
В 1862 году пост был переименован в порт. Росло его население. 27.09.1863 во Владивостоке родился первый гражданин, точнее, гражданка. У Евдокии Матвеевны Горелко родилась дочь Надежда.
Осенью 1867 г. во Владивостоке побывал известный русский путешественник и географ Н. М. Пржевальский. Вот как он описал это: "Владивосток вытянут на протяжении более версты по северному берегу бухты Золотой Рог, обширной и глубокой, со всех сторон обставленной горами и потому чрезвычайно удобной для стоянки морских судов. Кроме солдатских казарм, офицерского флигеля, механического заведения, различных складов, в нем имеется около 50 казённых и частных домов да десятка два глиняных мазанок. Число жителей вместе с войсками простирается до 500 человек".
10.02.1871 из Николаевска-на-Амуре во Владивосток переводятся порт с морскими учреждениями, резиденция военного губернатора и главная база Сибирской военной флотилии.
Далее Владивосток растёт стремительно. Развитию города способствовал режим беспошлинной торговли. К 1874 году Светланская, главная улица Владивостока, вытянулась вдоль берега почти на четыре версты. Улицу так назвали в память о визите в город фрегата "Светлана".
10.05.1880 Владивосток с 7.300 жителями официально был объявлен городом. Первым городским главой стал отставной подпоручик Федоров, который правил городом справедливо и умело, за что был награждён орденами и медалями.
В 1880 году также открылось регулярное товаро-пассажирское морское сообщение. Рейс первого торгового парохода "Москва" из Одессы во Владивосток продолжался 46 суток. Позднее были организованы перевозки крестьян-переселенцев по этому маршруту.
В 1893 году было открыто железнодорожное сообщение между Владивостоком и Никольском (Уссурийском), а в 1897 году поезда пошли до Хабаровска.
В мае 1891 года в порт Владивосток после полугодового кругосветного морского путешествия пришел крейсер "Память Азова". Возвращавшийся из Японии наследник престола, будущий последний император России Николай Второй принял, в частности, в закладке восточного участка Транссибирской магистрали.
В 1899 г. во Владивостоке был основан Восточный институт, первый вуз на Дальнем Востоке, парадный вход в здание которого позднее был обрамлен привезенными из Манчжурии скульптурами фантастических львов "ши-цзы".
В 1900 году Владимир Клавдиевич Арсеньев, тогда молодой офицер, добился перевода для прохождения службы во Владивостоке. За 30тлет жизни на Дальнем Востоке этот знаменитый исследователь, писатель и географ совершил более 20 экспедиций, написал свыше 80 книг и статей.
Сам Владивосток к началу 20-го века превратился в крупнейший порт и военно-морскую базу России на Дальнем Востоке. К 1915 году Владивостокская крепость считалась лучшей из приморских крепостей мира.