Но сначала отметим, что именно сегодня - 10.12.2021 отмечается 200-летие со дня рождения (по новому стилю) отечественного поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821 - 1877). К его произведению "Железная дорога" в косвенной связи с Русской Америкой мы ещё вернёмся, а пока о том, как мы сначала приобретали, а потом потеряли Аляску.
Наши открыватели Аляски в географическом и хозяйственном отношении Г. И. Шелихов, Н. П. Резанов, А. А. Баранов, И. А. Кусков и их сподвижники видели цель закрепления осваиваемых земель за Российской империей и неустанно пытались привлечь внимание коронованных особ в столице Санкт-Петербурге к этому вопросу. Но вот как, к примеру, ответствовала императрица Екатерина Вторая (немка по происхождению) на призывы к тому, чтобы раздвинуть пределы России и утвердить российское присутствие на трёх материках: в Европе, Азии и Северной Америке. Она дословно назвала новые земли размером около полутора миллионов квадратных вёрст "где-то у шорта на кулишки" и практически спустила вопрос на тормозах.
Зато её сын император Павел Первый в краткое время царствования супротив мнению матушки с пониманием отнесся к государственническим идеям "первоначальных заводителей сей торговли" (морские промыслы пушного зверя вблизи берегов Аляски). Ещё будучи великим князем, он был расположен к шелиховским начинаниям и за несколько лет до вступления на престол писал: "... письмо Ваше, Г. Шелехов, получил и весьма благодарен присылкой карт.., за что Вас благодарю и желаю Вам доброго успеха. С благорасположение моим пребуду всегда благосклонным". Уже после 1795 года - времени кончины Г. И. Шелихова было запущено государственно-частное партнёрство Российско-Американская Компания" /РАК, а его вдова - Наталья Ивановна Шелихова за заслуги мужа получила дворянское звание.
Продолжатель шелиховского дела - Александр Андреевич Баранов после назначения правителем являлся при Александре П
первым правителем огромного края и был наделён всей полнотой власти, большей, чем у любого российского губернатора. Он в одном лице объединял верховного судью, главнокомандующего вооружёнными силами компании и администратора, строившего крепости и назначавшего на них гарнизоны. Так продолжалось в целом и при Николае Первом, хотя при нём была уступлена крепость Форт Росс в нынешней Калифорнии. Тем не менее памятны его слова, сказанные, правда, в связи с другими событиями вокруг другого государственника Григория Ивановича Невельского: "Там, где русский флаг был поднят, опущен быть не может".
Но уже при следующем императоре Александре Втором, признавшем после долгих колебаний Аляску "безнадёжной страной", огромная территория была уступлена США в 1867 году за несколько миллионов то ли рублей, то ли долларов серебром. "Трёхглавого орла", видимо, Россия бы не потянула (не знали ещё про 3D). Но это к слову... Возможно, что осенний день 1867 года, когда был спущен российский флаг в Ново-Архангельске/ ныне Ситке, можно считать в нашей отечественной истории "днём национального позора"... Увы...
Возвращаясь к сегодняшнему юбиляру Н. А. Некрасову, описавшем в опубликованном за два года, как оказалось, до продажи Аляски стихотворении "Железная дорога"/ 1865 историю строительства в 1840-1850-х гг. Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, приведём памятные строчки: "Вынес и эту дорогу железную..." и укажем, что средства, вырученные в 1867 году от продажи Аляски пошли на закупку в Европе железнодорожного полотна, а проще говоря, рельсов, которые укладывались при последующем строительстве ветки от Москвы в сторону Рязани.
Явно не эквивалентный обмен!
Или Россия всего лишь сухопутная держава?.. Уточню, что рельсы, конечно, нужны в нашей огромной стране. Но не факт, что покупать их у импортных товаропроизводителей нужно было за счёт утраты российских территорий, которые осваивались нелегким трудом нескольких поколений наших отважных соотечественников-первопроходцев. В 2017 году в США с большой помпой праздновалось 150-летие такого события, как "отжим" Аляски от России. А сколько там взяток и коррупционных схем было, история умалчивает...
Возвращаясь после такого грустного исторического экскурса в наши дни - к сегодняшнему проекту, отметим, что в течение пятницы куратор проекта миновал Екатеринбург, пересёк Уральский хребет и "свалился" в Европу, проследовал через Пермский край, север Удмуртии, Кировскую область и вышел на просторы Костромской области. На позитивной "костромской ноте" и хотелось бы завершить пятничное повествование. См. по ссылке на прежнюю культурологическую публикацию куратора проекта в преддверии 200-летнего юбилея отечественного драматурга Александра Николаевича Островского (будет отмечаться в 2023 году) и грядущего 150-летия со времени окончания им работы над пьесой "Снегурочка", что как раз и случилось в костромской глубинке