На полпути к Аляске
Halfway to Alaska
22.11.2021 - 11.12.2021
  • Вадим Михайлов
    (Vadim MIKHAYLOV)
    куратор проекта (project's organizer)
Путевые заметки - Travel notes
    Публикации о прежней Русской Америке / нынешней Аляске
      Нам пишут:
      Что такое "Уроки Первопроходцев"
      Информационно-культурологическое мероприятие/ ИКМ "Уроки Первопроходцев"/ "УП"

      в рамках волонтёрского проекта - историко-биографического ремейка "Российско-Американская Миссия-2"/ "РАМ-2", приуроченного к 275-летию со дня рождения первого правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова/ ААБ (родился 23.11.1746 по ст.ст. в г. Каргополе современной Архангельской области - скончался 16.04.1819 по ст. ст. вблизи острова Ява в Индийском океане, пробыл на Северо-Американском континенте в общей сложности 28 лет, в т.ч. с 1799 по 1818 гг. – представлял Российско-Американскую компанию/РАК)

      Примерный план-макет ИКМ / продолжительность: 20/45/60/90 минут (вариативно)

      I/ Цель:

      Рассказать участвующим: о замысле, маршруте и деталях проекта "РАМ-2" и о его связи с первым ("Рыбный Обоз-2"/ декабрь 2010/ накануне 300-летия М.В. Ломоносова) и седьмым ("Ченслериада-2"/ август 2021/ посвящался 500-летнему юбилею английского мореплавателя Ричарда Ченслера) по счёту волонтёрскими проектами, оба из которых стартовали в Архангельской области.

      II/ Задачи:

      Образовательные:

      - передать новые знания, касающиеся географического, хозяйственного, внешнеполитического, гуманитарного, культурологического освоения Северо-Американского континента - Русской Америки (Аляска и прилегающие острова, крепость Форт-Росс в современной Калифорнии, в течение короткого времени - один из Гавайских островов - Оаху) в период с 1741 по 1867 гг. (126 лет);

      - рассказать о четырёх наших соотечественниках, которые на рубеже XVIII-XIX веков сыграли неоспоримую роль в освоении Русской Америки (перечисляются в хронологическом порядке):

      1/ купец Шелехов Григорий Иванович /1747 или 1749, Рыльск - 1795, Иркутск, основатель Северо-Восточной компании;

      2/ его зять, царедворец, камергер, дипломат, путешественник Резанов Николай Петрович /1764, Санкт-Петербург - 1807, Красноярск;

      3/ первый главный правитель Русской Америки Баранов Александр Андреевич/ 1746, Каргополь - 1819, около острова Ява;

      4/ комендант крепости Форт-Росс Кусков Иван Александрович/ 1765, Тотьма - 1823, Тотьма;

      - развивать умения анализа соотнесённости разных исторических фактов и реалий;

      - формировать навыки оперирования данными, относящимися к разным областям знания (история, география и т.д.);

      - стимулировать желающих к поисковой и исследовательской работе в части самостоятельного нахождения информации по затронутой тематике;

      - мотивировать желающих на углублённое изучение английского языка для письменной коммуникации с носителями данного языка, в частности, живущими на Аляске.

      Воспитательные:

      - воспитывать чувства патриотизма и гордости за оставивших свой след в истории соотечественников относительно связанных с ними мест на маршруте проекта;

      - формировать на примере связанных с проектом личностей (см. выше) потребность в знаниях и тягу к непрерывному познанию окружающего мира, в т.ч. через самообразование;

      - стимулировать на соответствующих примерах стремление к преодолению физических трудностей и формирование волевых начал личности;

      - доносить понимание объективной необходимости мирного сосуществования двух современных мировых держав: Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки, имеющих почти 250-летнюю историю двусторонних отношений (в 1780 г. в разгар Войны за Независимость США в Российской империи при Екатерине II была принята "Декларация о вооружённом нейтралитете", что означало фактическую поддержку со стороны России отделившихся от метрополии северо-американских колоний Англии).

      III/ Состав участвующих - возраст14+

      IV / Площадки для проведения: музеи, библиотеки, дома/дворы культуры, клубы, школы (по согласованию) с учётом актуальных ограничений, в частности, уличный формат

      V/ Содержание:

      1/ Представление участников проекта "РАМ-2" и их роли в проекте:

      - Михайлов Вадим Александрович, уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник факультета иностранных языков педвуза в Архангельске им. М.В. Ломоносова, ныне проживает в Подмосковье; автор идеи и куратор проекта;

      - Горюшин Игорь Олегович, представитель фирмы-партнёра проекта, ведущий страницы проекта "РАМ-2" (путевой дневник, фото, видео, GPS-локация) на портале "МыОткрываем.РФ" по ссылке: http://wediscover.ru/baranov (находится в Москве).

      2/ Ответное представление:

      Возможно, заранее через представителей организатора попросить кого-либо из участвующих подготовить очень краткий устный рассказ о месте проведения ИКМ

      3/ Вводная часть:

      Излагается общая информация о замысле, маршруте и деталях "РАМ-2" и о его связи с предыдущими проектами, стартовавшими в Архангельской области, а также о родственных проектах, в том числе о кинопроектах.

      4/ Разминочная часть:

      Предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся сравнения 49-го штата Аляски в составе США и субъектов РФ по разным показателям, например, с каким из трёх предложенных регионов РФ соотносится Аляска:

      - по площади: Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Тюменская область + ХМАО + ЯНАО;

      - по численности населения: Москва, Архангельская область, Мурманская область;

      - по плотности населения: Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Ненецкий АО;

      - по численности населения в административном центре штата Аляска (город Джуно) и субъекта или муниципального образования (районного центра) в РФ: Москва, Архангельск, Рыльск, Шелехов;

      - кто старше: Аляска как 49-й штат США или куратор проекта/ насколько?

      Задание выполняется без предварительной подготовки.

      Дополнительно можно предложить назвать этнохорОнимы/ катойкОнимы - как называются жители той или иной местности (города) на проекте: Каргополь/ каргополы или каргопольцы, Аляска/ аляскинцы, Ситка/ ситкинцы, Ново-Архангельск (до 1867)/ ново-архангелогородцы, Рыльск/ рыляне.

      5/ Содержательная:

      По выбору ведущего ИКМ может быть сформулированы некоторые из уроков и итогов пребывания наших соотечественников на Северо-Американском континенте в течение 126 лет:

      - географические открытия;

      - хозяйственное освоение (промысел на морского зверя, в частности на калана или "морскую выдру");

      - выстраивание корректных отношений с местным населением (алеуты, эскимосы, индейцы);

      - гуманитарное (включая просветительское) продвижение (прививки от оспы, обучение детей местных жителей);

      - культурологическое измерение, в т.ч. продвижение православия: (местночтимый святой Герман Аляскинский/1751 или 1756 – 1836/ крестил эскимосов; митрополит Иннокентий (Вениаминов)/ 1797-1879, уроженец Иркутской области, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский (в 1840-1868), в 1868-1879 гг. митрополит Московский и Коломенский)

      6/ Интерактивная (при наличии времени):

      Образуются две команды с условными названиями "Федеральные кремлёвцы"/РФ и "Федеральные белодомовцы"/ США, а также подкоманда "Аляскинцы" в составе "Федеральных белодомовцев", но которые будут иметь право отдельного голоса: между ними проводится экспресс-турнир/брейн-ринг.

      Футуристическая повестка: проведение в 2027 году (160 лет со дня продажи Аляски Россией США) межгосударственных переговоров между Россией, США и Аляской на предмет возможного возвращения Русской Америки (задание выполняется с предварительной подготовкой).

      Каждая из команд и подкоманда поочерёдно приводят по одному аргументу, почему Аляска должна или не должна вернуться в Россию, а другие участники высказывают ответный контраргумент.

      7/ Голосовательная часть:

      По выбору ведущего ИКМ участвующим может быть предложено выразить свою позицию в рамках так называемого рейтингового голосования. Участвующим можно предложить определиться по одному конкретному вопросу. В составе реквизита проекта помимо российских и американских флагов (большие полотнища и настольный вариант) также имеются изготовленные в Архангельской области и переданные куратору проекта на старте в Каргополе валенки "сорок последнего размера". У проекта имеется дополнительное название: "Валенки для B (написание латиницей)".

      Вопрос на голосование:

      Какому "B" следует в конечном итоге передать валенки с Русского Севера:

      - положить их перед памятником А.А. Баранову/ Baranov, который в 2020 году вследствие определённых обстоятельств - по решению местного совета, большинство депутатов в составе которого представляют местное племя тлинкитов - был перемещён с одной из площадей г. Ситка в местный краеведческий музей (т.н. "война памятников"),

      или

      - отправить в столицу США Вашингтон в Белый дом действующему Президенту США Joseph Biden (перед стартом проекта - 20.11.2021 должно исполниться 79 лет).

      В качестве дополнительного интерактива и в случае уличного формата уже по завершении формальной части по желанию 2-3 человека из числа учащихся "обтаптывают" валенки и на время (по секундомеру) пробегают дистанцию от места проведения мероприятия до какого-либо недалеко расположенного ориентира туда-обратно - выявляется победитель.

      8/ Разрядочная часть (факультативно):

      При возможности и при наличии времени можно рассказать участвующим о некоторых запомнившихся интересных или необычных моментах данного проекта или предыдущих проектов

      9/ Домашнее задание:

      Участникам ИКМ, владеющим письменным английским языком, можно предложить написать письмо действующему мэру г. Ситка Steven Eisenbeisz по адресу электронной почты: assemblyeisenbeisz@cityofsitka.org, в котором поздравить жителей Ситки с 275-летием со дня рождения фактического отца-основателя города Ново-Архангельск - Александра Андреевича Баранова.

      10/ Заключительная часть:

      Ведущий благодарит присутствующих за участие и при возможности вручает наиболее отличившимся при ответах на вопросы возможные сувениры.

      Сообщается, что информация о проведённом мероприятии в виде путевой заметки с указанием отличившихся участвующих будет позднее размещена на сайте www.obozinformbureau в разделе "ОБОЗНЫЕ ВОЛОНТЁРСКИЕ ПРОЕКТЫ", а также на странице портала партнёра проекта по ссылке:

      http://wediscover.ru/baranov.

      11/ Оценочная часть:

      (факультативно) По инициативе организаторов ИКМ - присутствующим может быть предложено дать оценку закончившемуся ИКМ по критерию: "понравился/не понравился", а также выделить наиболее запомнившиеся моменты ИКМ, если имеются.

      VI/ Заключение:

      В целом идея ИКМ реализуется в виде познавательно-воспитательного мероприятия, носящего комплексный, синтетический, междисциплинарный характер.

      Подготовил Вадим Александрович Михайлов, куратор волонтёрских просветительских проектов

      Контактные детали e-mail: oven59@mail.ru телефон: +7 (930) 336 26 97

      По состоянию на 01.11.2021