Что такое "Уроки Первопроходцев"
Информационно-культурологическое мероприятие/ ИКМ "Уроки Первопроходцев"/ "УП"
в рамках волонтёрского проекта - историко-биографического ремейка "Российско-Американская Миссия-2"/ "РАМ-2", приуроченного к 275-летию со дня рождения первого правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова/ ААБ (родился 23.11.1746 по ст.ст. в г. Каргополе современной Архангельской области - скончался 16.04.1819 по ст. ст. вблизи острова Ява в Индийском океане, пробыл на Северо-Американском континенте в общей сложности 28 лет, в т.ч. с 1799 по 1818 гг. – представлял Российско-Американскую компанию/РАК)
Примерный план-макет ИКМ / продолжительность: 20/45/60/90 минут (вариативно)
I/ Цель:
Рассказать участвующим: о замысле, маршруте и деталях проекта "РАМ-2" и о его связи с первым ("Рыбный Обоз-2"/ декабрь 2010/ накануне 300-летия М.В. Ломоносова) и седьмым ("Ченслериада-2"/ август 2021/ посвящался 500-летнему юбилею английского мореплавателя Ричарда Ченслера) по счёту волонтёрскими проектами, оба из которых стартовали в Архангельской области.
II/ Задачи:
Образовательные:
- передать новые знания, касающиеся географического, хозяйственного, внешнеполитического, гуманитарного, культурологического освоения Северо-Американского континента - Русской Америки (Аляска и прилегающие острова, крепость Форт-Росс в современной Калифорнии, в течение короткого времени - один из Гавайских островов - Оаху) в период с 1741 по 1867 гг. (126 лет);
- рассказать о четырёх наших соотечественниках, которые на рубеже XVIII-XIX веков сыграли неоспоримую роль в освоении Русской Америки (перечисляются в хронологическом порядке):
1/ купец Шелехов Григорий Иванович /1747 или 1749, Рыльск - 1795, Иркутск, основатель Северо-Восточной компании;
2/ его зять, царедворец, камергер, дипломат, путешественник Резанов Николай Петрович /1764, Санкт-Петербург - 1807, Красноярск;
3/ первый главный правитель Русской Америки Баранов Александр Андреевич/ 1746, Каргополь - 1819, около острова Ява;
4/ комендант крепости Форт-Росс Кусков Иван Александрович/ 1765, Тотьма - 1823, Тотьма;
- развивать умения анализа соотнесённости разных исторических фактов и реалий;
- формировать навыки оперирования данными, относящимися к разным областям знания (история, география и т.д.);
- стимулировать желающих к поисковой и исследовательской работе в части самостоятельного нахождения информации по затронутой тематике;
- мотивировать желающих на углублённое изучение английского языка для письменной коммуникации с носителями данного языка, в частности, живущими на Аляске.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за оставивших свой след в истории соотечественников относительно связанных с ними мест на маршруте проекта;
- формировать на примере связанных с проектом личностей (см. выше) потребность в знаниях и тягу к непрерывному познанию окружающего мира, в т.ч. через самообразование;
- стимулировать на соответствующих примерах стремление к преодолению физических трудностей и формирование волевых начал личности;
- доносить понимание объективной необходимости мирного сосуществования двух современных мировых держав: Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки, имеющих почти 250-летнюю историю двусторонних отношений (в 1780 г. в разгар Войны за Независимость США в Российской империи при Екатерине II была принята "Декларация о вооружённом нейтралитете", что означало фактическую поддержку со стороны России отделившихся от метрополии северо-американских колоний Англии).
III/ Состав участвующих - возраст14+
IV / Площадки для проведения: музеи, библиотеки, дома/дворы культуры, клубы, школы (по согласованию) с учётом актуальных ограничений, в частности, уличный формат
V/ Содержание:
1/ Представление участников проекта "РАМ-2" и их роли в проекте:
- Михайлов Вадим Александрович, уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник факультета иностранных языков педвуза в Архангельске им. М.В. Ломоносова, ныне проживает в Подмосковье; автор идеи и куратор проекта;
- Горюшин Игорь Олегович, представитель фирмы-партнёра проекта, ведущий страницы проекта "РАМ-2" (путевой дневник, фото, видео, GPS-локация) на портале "МыОткрываем.РФ" по ссылке: http://wediscover.ru/baranov (находится в Москве).
2/ Ответное представление:
Возможно, заранее через представителей организатора попросить кого-либо из участвующих подготовить очень краткий устный рассказ о месте проведения ИКМ
3/ Вводная часть:
Излагается общая информация о замысле, маршруте и деталях "РАМ-2" и о его связи с предыдущими проектами, стартовавшими в Архангельской области, а также о родственных проектах, в том числе о кинопроектах.
4/ Разминочная часть:
Предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся сравнения 49-го штата Аляски в составе США и субъектов РФ по разным показателям, например, с каким из трёх предложенных регионов РФ соотносится Аляска:
- по площади: Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Тюменская область + ХМАО + ЯНАО;
- по численности населения: Москва, Архангельская область, Мурманская область;
- по плотности населения: Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Ненецкий АО;
- по численности населения в административном центре штата Аляска (город Джуно) и субъекта или муниципального образования (районного центра) в РФ: Москва, Архангельск, Рыльск, Шелехов;
- кто старше: Аляска как 49-й штат США или куратор проекта/ насколько?
Задание выполняется без предварительной подготовки.
Дополнительно можно предложить назвать этнохорОнимы/ катойкОнимы - как называются жители той или иной местности (города) на проекте: Каргополь/ каргополы или каргопольцы, Аляска/ аляскинцы, Ситка/ ситкинцы, Ново-Архангельск (до 1867)/ ново-архангелогородцы, Рыльск/ рыляне.
5/ Содержательная:
По выбору ведущего ИКМ может быть сформулированы некоторые из уроков и итогов пребывания наших соотечественников на Северо-Американском континенте в течение 126 лет:
- географические открытия;
- хозяйственное освоение (промысел на морского зверя, в частности на калана или "морскую выдру");
- выстраивание корректных отношений с местным населением (алеуты, эскимосы, индейцы);
- гуманитарное (включая просветительское) продвижение (прививки от оспы, обучение детей местных жителей);
- культурологическое измерение, в т.ч. продвижение православия: (местночтимый святой Герман Аляскинский/1751 или 1756 – 1836/ крестил эскимосов; митрополит Иннокентий (Вениаминов)/ 1797-1879, уроженец Иркутской области, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский (в 1840-1868), в 1868-1879 гг. митрополит Московский и Коломенский)
6/ Интерактивная (при наличии времени):
Образуются две команды с условными названиями "Федеральные кремлёвцы"/РФ и "Федеральные белодомовцы"/ США, а также подкоманда "Аляскинцы" в составе "Федеральных белодомовцев", но которые будут иметь право отдельного голоса: между ними проводится экспресс-турнир/брейн-ринг.
Футуристическая повестка: проведение в 2027 году (160 лет со дня продажи Аляски Россией США) межгосударственных переговоров между Россией, США и Аляской на предмет возможного возвращения Русской Америки (задание выполняется с предварительной подготовкой).
Каждая из команд и подкоманда поочерёдно приводят по одному аргументу, почему Аляска должна или не должна вернуться в Россию, а другие участники высказывают ответный контраргумент.
7/ Голосовательная часть:
По выбору ведущего ИКМ участвующим может быть предложено выразить свою позицию в рамках так называемого рейтингового голосования. Участвующим можно предложить определиться по одному конкретному вопросу. В составе реквизита проекта помимо российских и американских флагов (большие полотнища и настольный вариант) также имеются изготовленные в Архангельской области и переданные куратору проекта на старте в Каргополе валенки "сорок последнего размера". У проекта имеется дополнительное название: "Валенки для B (написание латиницей)".
Вопрос на голосование:
Какому "B" следует в конечном итоге передать валенки с Русского Севера:
- положить их перед памятником А.А. Баранову/ Baranov, который в 2020 году вследствие определённых обстоятельств - по решению местного совета, большинство депутатов в составе которого представляют местное племя тлинкитов - был перемещён с одной из площадей г. Ситка в местный краеведческий музей (т.н. "война памятников"),
или
- отправить в столицу США Вашингтон в Белый дом действующему Президенту США Joseph Biden (перед стартом проекта - 20.11.2021 должно исполниться 79 лет).
В качестве дополнительного интерактива и в случае уличного формата уже по завершении формальной части по желанию 2-3 человека из числа учащихся "обтаптывают" валенки и на время (по секундомеру) пробегают дистанцию от места проведения мероприятия до какого-либо недалеко расположенного ориентира туда-обратно - выявляется победитель.
8/ Разрядочная часть (факультативно):
При возможности и при наличии времени можно рассказать участвующим о некоторых запомнившихся интересных или необычных моментах данного проекта или предыдущих проектов
9/ Домашнее задание:
Участникам ИКМ, владеющим письменным английским языком, можно предложить написать письмо действующему мэру г. Ситка Steven Eisenbeisz по адресу электронной почты: assemblyeisenbeisz@cityofsitka.org, в котором поздравить жителей Ситки с 275-летием со дня рождения фактического отца-основателя города Ново-Архангельск - Александра Андреевича Баранова.
10/ Заключительная часть:
Ведущий благодарит присутствующих за участие и при возможности вручает наиболее отличившимся при ответах на вопросы возможные сувениры.
Сообщается, что информация о проведённом мероприятии в виде путевой заметки с указанием отличившихся участвующих будет позднее размещена на сайте www.obozinformbureau в разделе "ОБОЗНЫЕ ВОЛОНТЁРСКИЕ ПРОЕКТЫ", а также на странице портала партнёра проекта по ссылке:
http://wediscover.ru/baranov.
11/ Оценочная часть:
(факультативно) По инициативе организаторов ИКМ - присутствующим может быть предложено дать оценку закончившемуся ИКМ по критерию: "понравился/не понравился", а также выделить наиболее запомнившиеся моменты ИКМ, если имеются.
VI/ Заключение:
В целом идея ИКМ реализуется в виде познавательно-воспитательного мероприятия, носящего комплексный, синтетический, междисциплинарный характер.
Подготовил Вадим Александрович Михайлов, куратор волонтёрских просветительских проектов
Контактные детали e-mail: oven59@mail.ru телефон: +7 (930) 336 26 97
По состоянию на 01.11.2021