Минеральное Кольцо

Время пешком - 10 ч
Пройденное расстояние - 22 км
«На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»;
на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает собой всю эту часть небосклона.
На восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок;
шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа… Весело жить в такой земле!»

(Печорин из романа «Герой нашего времени»)
Наша прогулка по Пятигорску началась с места, на котором 178 лет назад оборвалась жизнь талантливейшего поэта и смелого офицера Михаила Юрьевича Лермонтова.
Именно рядом с местом его последней дуэли и состоялась встреча Эдуарда Александровича с активистами города Пятигорска. Спортсмен пошел к месту дуэли пешком. Мы же (я, папа, Саша, Макар и Валерий Богомолов, у которого дала о себе знать старая травма ноги) подъехали на машине. Честно говоря, после Ессентуков я думала, что в каждом большом городе нас будет встречать такая же толпа активистов, желающих узнать побольше о северной ходьбе. Но, видимо, в Пятигорске таких людей не очень много. Ну, или они все в отпуске. Или не знали о встрече. В общем, в назначенное время Эдуарда Александровича встречал только один человек – главный активист-североход Пятигорска Галина. (Надеюсь, никто не обидится, что Галину я назвала именно так. Ведь, только ее мы и видели из всех активистов – североходов Пятигорска.)

От места дуэли Лермонтова Галина предложила нам пройтись к Воротам Любви.
В день свадьбы, как она нам рассказала, к воротом приезжают молодожены. По обычаю жених должен взять невесту на руки и пройти сквозь ворота три раза. Чем удобнее и надежнее чувствует себя невеста в этот момент, тем крепче будет счастье молодожен. А вид с горы открывается просто потрясающий! Кстати, Макар там чуть было не нашел себе друга – на склоне горы гулял ослик. К сожалению, спускаться к нему было трудно, а к нам он, почему-то, не захотел подняться. Может, потому, то Макар начал звать его по-ослиному? Он давно не практиковал этот язык, может, что-то подзабылось.

Рядом с Воротами Любви мы попрощались с Эдуардом Александровичем. Он пошел дальше, а мы вниз, к машине. По пути мы нарвали вкусных яблок (чуть-чуть, это не нанесет вреда парку), которые есть, почему-то никто не стал. А зря. Они были вкусные. В этом я убедилась, пока мы ехали к Народным ваннам. Как-то незаметно я все яблочки и съела.

Около Народных ванн мы выпили квас. Оооооочень вкусный. Стоит рассказать о Народных (Бесстыжих) ваннах. Это сероводородный источник, который, пробиваясь из скалы, образовал в ней ямки, напоминающие ванны, где купаются люди. Вода в Ваннах теплая (в некоторых даже горячая), целебная, а посещение бесплатное. Именно там мы и расстались с Валерием Богомоловым. Он пошел лечить ногу, а мы решили съесть по мороженому (кстати, пятигорское мороженое ооооочень вкусное). Не успели мы расплатиться за мороженое, как вдруг откуда-то справа к нам подходит Эдуард Александрович. Долго мы с ним пообщаться не смогли, ведь впереди у него еще долгий путь.

Но и нам пора в дорогу. Что же это - все работают, а мы отдыхаем?

Мы решили подняться на гору Машук. Проходили мы мимо Провала (естественная пещера с озером), рядом с которым расположен памятник Остапу Бендеру и смотровая площадка.

К сожалению, вход в Провал был закрыт, и мы смогли сфотографироваться только рядом со входом и Остапом. Дальше нам предстояло преодолеть подъем на Машук. Несколько раз мы срезали по крутым склонам горы. Это было трудно, но выполнимо, ведь за предыдущие два дня мы подготовили свое тело к нагрузке, научились распределять и оценивать силы. Так, когда папа с Макаром предлагали срезать еще, мы с Сашей, посмотрев на подъем и оценив свои силы, отказались. Так что какую-то часть пути мы шли по асфальту. Но вот мы и на месте. На вершине стояла карта, по которой можно понять названия всех пяти гор Пятигорска и соотнести их с рельефом местности, открывшейся пред нашим взором. Все пять гор мы нашли: Змейка, Бештау, Железная, Развалка, ну, и сам Машук. Налюбовавшись видом, пошли дальше, к Орлу (стоит рядом со станцией канатной дороги). Орел расправил свои могучие крылья, словно готовясь взлететь. Чуть ниже Орла расположена поляна с указателями (не знаю, как она называется, да и есть ли у нее название вообще). На этой поляне стоит около 10-12 деревянных столбов с прибитыми стрелками—указателями. На стрелках написаны названия городов и сколько до них километров. Так как столбов и стрелок было много, найти и сфотографировать стрелку с названием нашего города (Москвы) было трудно. Но зоркая Саша быстро разглядела нужный указатель.

А дальше предстояло спуститься с горы.… Как обычно я давала любимым родственникам много времени отдохнуть (до сих пор не понимаю, как им удается спускаться так быстро!). Пока спускались, думаю, не я одна пообещала всем, кому только можно и нельзя, никогда в жизни больше не срезать, потому что ЭТОТ спуск был очень трудно преодолеть. Я не думаю (и очень надеюсь), что за оставшиеся дни нашего путешествия мы сможем найти похожий спуск.

Помимо крутизны склона мы столкнулись с еще одной трудностью – пропустив нужный поворот, уперлись в обрыв. Макар, правда, обрывом это не считал и готов был уже начать спускаться, но его остановил папа. И вот мы, чтобы не возвращаться, решили пойти новым путем. Таким путем, которого и на карте еще нет. Или уже. Тропинка там была, хоть и перегорожена деревьями в некоторых местах. Но с поваленными деревьями было даже проще. Я наконец смогла даже обогнать Сашу. Ну, возможно, конечно, что это не моя заслуга, просто Саша устала.

Самым счастливым моментом нашего сегодняшнего похода для меня стал тот миг, когда мы увидели Провал. Именно тогда я смогла расслабиться, отпустить это ощущение, что мы идем не туда. Тут-то все и почувствовали усталость и голод. Пошли к машине, попили водички и пошли вниз в поисках места, где можно перекусить. По дороге мы нашли памятник Кисе Воробьянинову и фонтан Сказок.

Сегодняшний день был для меня очень трудным. Спуск, подъем, выбор правильного пути, сомнения… Но с другой стороны все эти трудности способствовали достижению поставленной цели – мы поднялись на Машук, смогли полюбоваться видом с горы. Мы видели, как могучие темные облака наседают на горы, как горы – зеленые великаны возвышаются над городом, словно доказывая всем нам – сколько бы мы ни бились, природу нам не победить. Этот день дал мне очень многое – опыт и воспоминания.