Вступление
Сегодня исполнилось бы 109 лет со дня рождения одного человека. 14.03.1914 (даты приводятся по новому стилю) на берегу великой русской реки Волги родилась девочка, которую родители по имени преподобномученицы Евдокии Илиопольской (ум. около 160-170 годов) назвали Дусей.
Часть 1-я
Память о раннехристианской святой Евдокии Илиопольской в Православной церкви совершается 1 (14) марта.
Евдокия по происхождению была самарянкой (Самария - историческая область Палестины), проживала в финикийском городе Гелиополе (древний город в Ливане, недалеко от Бейрута). Отличалась красотой и смогла заработать огромное состояние. Была обращена в христианство монахом Германом. Согласно житию, принятию ею крещения предшествовало явление Евдокии архангела Михаила, который вырвал её из лап сатаны.
Став христианкой, Евдокия отдала все своё состояние Гелиопольскому епископу Феодоту, а сама приняла постриг в женском монастыре, расположенном рядом с обителью, в которой жил Герман. После смерти игуменьи монастыря Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом, была избрана её преемницей. До местных властей дошли слухи, что в монастыре сокрыто огромное сокровище, и местный правитель направил воинов обыскать монастырь. По житию Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь, удерживаемые божественной силой, а затем на них напал огромный змей, уничтоживший почти весь отряд. Житие сообщает, что Евдокия имела видение, что ей суждено пострадать за Христа. Она взяла Святы Дары и добровольно отдала себя в руки воинов.
Евдокию привели к наместнику Диогену, который был восхищён её красотой. Евдокия исповедала себя христианкой и выразила готовность пострадать за Христа.
"Тогда наместник велел повесить её на дереве и четырём воинам жестоко бичевать. Воины взяли её и повесили. Когда её раздевали, с груди её спала часть Пречистого и Животворящего Тела Господня, взятая ею при выходе из монастыря. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять её, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику" (из "Жития и страдания святой преподобной мученицы Евдокии"/ составитель Димитрий Ростовский (1651-1709). После этого на наместника "ниспал … огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню", но по молитве Евдокии он был воскрешён и стал христианином.
После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть (усечена мечом) около 160-70 гг.
На 1(14) марта приходится, согласно народному календарю славян, Авдотья ВеснОвка. Название происходит от имени святой Евдокии Илиопольской. Восточные славяне считали, что святая Евдокия "заведует весной и хранит ключи от весенних вод", во многих местах этот праздник считали "бабьим"/
Согласно славянским поверьям, Бог поручил Евдокии воскрешать землю от зимнего сна - смерти, и дал ей ключи от всех весенних вод. Она могла по собственному усмотрению "пускать или не пускать" весну: "Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь". Соответственно этим представлениям день Авдотьи Весновки "открывал" новую жизнь: новые работы и новые заботы. Происхождение поверья, возможно, связано с житием Евдокии. Так согласно житию, язычница Евдокия, жившая во II веке, приняв христианство, стала вести аскетический образ жизни, за что Бог наградил её даром воскрешения мёртвых.
Славяне воспринимали день святой Евдокии как переломный, когда старое кончается, новое начинается. Такое представление было связано с тем, что до 1492 года новый год начинался по византийской традиции 1 марта, а также с тем, что день Авдотьи Весновки считался первым днём весны: "Авдотья Весновка весну снаряжает".
По первым дням марта восточные славяне судили о погоде: день 1 марта говорил какова будет весна, 2 марта - лето, 3 марта - осень, 4 марта - зима. Если день ясный, то и соответствующее время года будет солнечным, если холодно, то это время года также будет холоднее обычного.
Некоторые обряды праздника и даже название перешло на Масленицу, которую в некоторых обрядовых песнях, что исполнялись во время масленичного празднования, называли Дуней либо Авдотьей.
Называние Масленицы Авдотьей - обычай распространённый и устойчивый. Считается, что некоторые обряды Масленицы когда-то составляли с обрядами встречи весны единый комплекс проводов зимы и встречи весны, а среди масленичных обрядов есть те, что относятся к более позднему весеннему сроку, например, среди масленичных песен есть типичные песни-веснянки.
Этот славянский обычай нашёл отражение в поговорках и приметах:
Холодно на Евдокею - весна холодная, поздняя.
Eсли на Евдокию оттепель - весна будет ранней.
Какова Евдокея, таково и лето.
В Евдокею (14.03) - напиться воробью, в 40 Святых (22.03) - петуху, на Алекси, человека Божьего (30.03) - быку, на Благовещенье (07.04) - жеребцу.
Евдокия Плющиха - курочка у порога напьётся!
Часть II-я
Не знала родившаяся на волжском берег Дуся, что будет она по рождению Васильевой, а по мужу станет Харитоновой Евдокией Алексеевной.
Не ведала, что муж её Харитонов Михаил Александрович, 1910 г.р. уйдёт на фронт 30.06.1941, оставив жену с малолетним сыном, да так и пропал без вести в первые месяцы войны.
Не предполагала, что, не дождавшись с войны мужа, станет вдовой. А после войны мальчонка - сын ихний - утонул в Волге.
Представить себе не могла, что дом в деревне Слобода, откуда призывался муж, уже после войны попадёт в зону затопления при строительстве Горьковской ГЭС, и придётся ей переезжать в деревню Завражье (ныне Кадыйского района Костромской области) к брату Ивану Алексеевичу.
Пенсии у неё не было, за потерю кормильца государство не платило. После смерти брата в середине 1970-х годов нелегко ей стало вести хозяйство. Хорошо, что сосед - односельчанин как мужик брал на себя часть хозяйственных забот по дому Евдокии. Он же ещё и писарем был, который первоначально писал письма племянницам в Горках Ленинских Нине и Зинаиде (см.
https://xn--80adkrjejrq2ge.xn--p1ai/memoria_3_zinaida).
Зинаида Алексеевна Попова (в девичестве - Васильева) была крестницей Евдокии Алексеевны и дочерью также сгинувшего в болотах под Вязьмой осенью 1941 года военнослужащего Красной Армии. Евдокия Алексеевна как крёстная присылала с Волги Зинаиде Алексеевне лук и деревенские домотканые коврики.
Наша семья дважды приезжала в гости к Евдокии Алексеевне в Завражье: в 1989 и 1990 годах. Во второй приезд нашу семью сопровождали Зинаида Алексеевна с внуком Мишей/ род. в 1984 г. Помнится, как говорила хозяйка про внука племянницы и крестницы: "мужЬик". Сейчас у мужика Михаила Владимировича и его супруги Надежды Викторовны уже своих трое детей.
В наш первый приезд в 1989 г. баба Дуся "окрестила" одну из наших дочерей "скрипучим деревом". Нынче у неё 4 детей: в этом году исполнилось или исполнится соответственно 17, 15, 12 и 9 лет.
Во второй приезд Миша и наша старшая дочь Майя затеяли делать лук и пускать стрелы около дома бабы Дуси. Одна из стрел упала на крышу дома хозяйки. Сорванцы пытались длинной палкой дотянуться до стрелы и сбросить её на землю. Когда это увидела Евдокия Алексеевна, наказание последовало незамедлительно: крыша совсем прохудилась, а тут ещё городские гости пытаются сокрушить её дополнительно.
Меня поразил один случай из 1989 года. Отправились мы с хозяйкой по ягоды, а чтобы набрать черники, надо было до леса протопать несколько километров. Набрали ягод, пускаемся в обратный путь. Баба Дуся вдруг предлагает: "А давай часть пути бегом преодолеем!" Вот и давала бабушка в возрасте 75 лет вместе со мной, мне тогда только 30 лет стукнуло, кросс до деревни. Добрались благополучно!
Ещё вспоминаются шутки-прибаутки. Когда городской житель по имени Вадим (It's me) "доставал" своими расспросами насчёт бытовых деталей жизни в деревенском доме, то однажды хозяйка сказала, как отрезала:
"Как хуже - так и делай! (слова вынесены в заголовок текста)
После приездов в 1989 и 1990 гг. наша связь с бабой Дусей истончилась. Хоть и писала за неё уже письма её соседка Прасковья Андреевна Клязник (девичья фамилия - Чистякова), жизнь в начале 1990-х лихо развернулась, и было не до поездок в деревню.
Как выяснилось позднее, Евдокия Алексеевна, оставшись даже без летних гостей одна, дала вымученное согласие на переезд в дом престарелых в посёлке Вёшка недалеко от райцентра Кадый. Там она тихо и угасла в 1995 году. Отмеряно ей было судьбой прожить 81 год.
Мы были разыми составами на её могиле на спецкладбище при доме престарелых (не путать с поселковым кладбищем, где своих деревенских хоронят). Но вследствие запустения могила, к сожалению, считается утраченной.
На поселковом кладбище есть памятный знак у главного входа, поставленный как надгробный памятник над несуществующей могилой, где какой-то внук, который не смог проводить свою бабушку в последний путь, написал: "В память о всех бабушках, могилы которых остались утраченными…" Горький укор в свой адрес.
Мы тоже сожалеем, что не смогли обозначить надгробный крест на могиле бабушки Дуси: выцвела от солнца и под осадками табличка на картонке с обозначением, что здесь покоится в земле Харитонова Евдокия Алексеевна и годы рождения и смерти. Сейчас думаешь задним умом, что надо было в 2000 году, когда я первым разыскал её могилу (потом приезжали другие родственники), сразу обозначить её надгробный крест каким-то валуном потяжелее. Сразу не додумался… Когда я приехал во второй раз на спецкладбище, то там вымахали такие осины и берёзы в несколько метров, что я ходил по этому "лесу"- частоколу и рыдал от отчаяния.
Прости нас, дорогая наша Евдокия Алексеевна!
Светлая память!
Вадим Михайлов
(по состоянию на 14.03.2023)