Александр Николаевич Каштанов
Федеральный волонтёрский историко-актуальный проект "Аграрники Отечества - Соль Земли"
("АОСЗ") или "АгроОбоз-2"
к событиям 30-летней и иной давности
Памяти академика Александра Николаевича Каштанова (25.03.1928-08.02.2022)
Анонс!

22.05.2023/пн с 10:55 до 11:40 в гимназии в Бронницах состоится "Урок Земледела Каштанова" (в старом здании прежней школы N 1 учился будущий вице-президент ВАСХНИЛ Александр Николаевич Каштанов), посвященный отмечавшейся 25 марта 2023 года 95-й годовщине со дня рождения академика РАН А. Н. Каштанова/ 25.03.1928 - 08.02.2022
28.03.2023/вт
Бронницы
28.03.2023/вт
Ровно через неделю после Юрасовского марш-броска - перемещения в деревню Юрасово Раменского района - малую Родину академика Александра Николаевича Каштанова, состоявшегося через г. Бронницы 21.03.2023/вт Вадим Александрович вновь прибыл в г. Бронницы.
По договоренности с директором учебного заведения Еленой Вячеславовной он посетил школьный музей нынешней гимназии им. Александра Александровича Пушкина/ внука поэта А. С. Пушкина, жизнь которого была связана с Бронницами и который сыграл определенную роль в развитии города.
При нем, в частности, были построены музыкальная школа/1912 и тогдашняя женская гимназия/ 1914.
Позднее в двухэтажном здании этой гимназии красного цвета располагалась школа N 1, в которой с 1936 г. по 1947 г. со второго по десятый класс учился будущий учёный-аграрник А. Н. Каштанов.
А нынешняя гимназия как преемник тогдашней школы, расположенная в недавно отстроенном здании - прямо дворец! - носит имя внука великого поэта.
В здании гимназии гостя по договоренности встретила руководитель школьного музея Светлана Васильевна, которая и провела экскурсию сначала по экспозиции, посвящённой А. А. Пушкину, а затем по двум комнатам школьного музея.
Внимание ВМ в первую очередь привлекли две полки, посвященные выпускнику школы Саше Каштанову.
В экспозиции представлены научные издания академика А. Н. Каштанова, газетные публикации о нём.
Есть даже медаль "За освоение целинных земель", полученная молодым специалистом, работавшим после окончания Тимирязевки в 1952 году по специальности агрономом в Омской области.
С интересом гость перелистал отпечатанные на машинке воспоминания прежнего ученика Саши Каштанова о школьном периоде жизни, подписанные уже академиком и переданные в дар школьному музею. Имеются в экспозиции и фото из личного архива А. Н. Каштанова, сделанные в разные периоды его жизни.
С большим интересом выслушал Вадим Александрович рассказ Светланы Васильевны об одном из самых известных выпускников Бронницкой школы N1.
Спасибо!
После короткого перекуса в школьной столовой, совпавшего по времени с переменой после второго урока - спасибо работникам столовой и Светлане Васильевне, организовавшей трапезу, - гость нанес визит к директору гимназии Елене Вячеславовне, которой приходится управляться с более чем полуторатысячной армией учащихся в руководимом ею учебном заведении.
Среди прочего по инициативе гостя обсуждались варианты мемориализации имени уроженца тогдашнего Бронницкого уезда и выпускника Бронницкой школы академика А. Н. Каштанова.
Гость принял на заметку озвученные идеи.
Поблагодарив за радушный прием, гость в сопровождении Светланы Васильевны направился в один из домов по Ново-Бронницкой улице, где примерно с 1936 года проживала семья Каштановых: отец Николай Васильевич, 1901 г.р., мама, старший сын Саша, 1928 г.р. и самая старшая дочь, 1930 г.р.
Уже по этому адресу родились ещё трое детей в семье Каштановых, в т.ч. вторая дочь Таисия, 1939 г.р., которая сегодня осталась единственной в живых из 5 детей и по-прежнему живёт в родительском доме.
По предварительной договоренности в беседке во дворе дома состоялась краткая беседа с Таисьей Николаевной, у которой самой две дочери, четверо внуков и восемь правнуков, и все они прошли через её руки.
Таисья Николаевна с большой любовью рассказала о старшем брате Александре, разница в возрасте с котором у неё составляла 11 лет, о родителях и других своих родственниках.
Удивительным стало для гостя признание от Таисьи Николаевны о том, что она несколько десятилетий отработала на Бронницком ювелирном заводе, который в середине 1950-х годов начинался как ювелирная артель, и воспитала очень многих учеников, которые стали работать в ювелирной отрасли.
Вот такая ювелирша-наставница!
Спасибо хозяйке за тёплый прием и искренний рассказ о житье-бытье простой семьи из Бронниц, из который вышел известный учёный А. Н. Каштанов, ставший академиком, которого Международный биографический центр в Кембридже назвал "Международным учёным 2003 года" за совокупность научных трудов учёного из СССР - России.
В заключение пребывания гость вместе со Светланой Васильевной побывали у здания построенной 108 лет назад - в 1914 г. - при участии Александра Александровича Пушкина тогдашней женской гимназии, ставшей позднее "красной" школой, где и учился будущий академик.
Вот такие переплетения времён и судеб: от поэта Александра Пушкина до учёного-земледела Александра Каштанова.
Спасибо за гостеприимство на древней Бронницкой земле (в 2023 году городу Бронницы исполняется 570 лет).
Достигнута предварительная договоренность, что в третьей декаде апреля ВМ посетит ещё раз Бронницы и гимназию, в которой проведет памятное мероприятие, посвященное академику А. Н. Каштанову.
Спасибо - Бронницам и его жителям!
22.05.2023/пн

В первый день заключительной школьной недели - с 10:00 до 10:45 (третьим уроком) - в гимназии №1 им. Александра Александровича Пушкина/ 1863-1916 (внука Александра Сергеевича Пушкина) в г. Бронницы Московской области состоялся "Урок Земледела Каштанова", посвященный отмечавшейся 25 марта 2023 года 95-й годовщине со дня рождения выпускника прежней школы N 1, впоследствии академика РАН Александра Николаевича Каштанова / 25.03.1928 - 08.02.2022.

Предварительная договорённость о памятном мероприятии была достигнута во время предыдущего посещения волонтёром В.А. Михайловым этого учебного заведения в начале апреля 2023 года в коммуникации с директором гимназии Еленой Вячеславовной и руководителем школьного музея Светланой Васильевной.

По приезду в Бронницы Вадим Александрович осмотрел наружную галерею, где представлены портреты тех людей, кто оставил неизгладимый след в истории бронницкой земли. Также в этом ряду нашёл своё достойное место и портрет академика А.Н. Каштанова и краткий текст о нём.

По пути в несколько лет назад построенное новое здание гимназии по ул. Советской, 60 куратор культурологических проектов прошёл мимо прежнего здания (т.н. "красной") школы № 1, в которой в 1930-1940-е годы учился Саша Каштанов по Ново-Бронницкой улице, 52, и мимо одного из частных домов по той же улице - родительского дома, откуда ходил в школу будущий академик и где сегодня живёт младшая сестра Александра Николаевича - Таисия Николаевна/ род. 08.03.1940.

Само памятное мероприятие проходило в кабинете информатики, где собрались учащиеся 10-х и восьмого класса. Открыла "Урок Земледела Каштанова" Светлана Васильевна, которая представила гостя, а потом зачитала вслух несколько отрывков из биографического очерка об А.Н. Каштанове, который был написан несколько лет назад тогда ещё ученицей Софьей Давыдовой, в дальнейшем - выпускницей гимназии, ставшей учителем русского языка и литературы в лицее г. Бронницы.

Интересно было послушать словесные "зарисовки", выполненные как описание увиденного глазами школьницы при общении с Александром Николаевичем Каштановым, часто приезжавшим в родную школу уже в XXI-м веке.

Затем слово было предоставлено куратору исторических проектов В.А. Михайлов, который попытался организовать свой рассказ о заслуженном человеке в интерактивном формате. Но прежде чем начался диалог ведущего и ученической аудитории, в передней части кабинета у школьной доски был установлен стол и два стула, обращённые в сторону класса, занять места за которым - символической партой - было предложено двум десятиклассникам: Дарье Акумовой и Денису Чистову.

Их ведущий попросил пока выступить в роли экспертов, которые бы могли попытаться найти возможные ответы на каверзные вопросы в адрес сначала всей аудитории. Если никто из сидящих не смог бы дать верный ответ, то очередь "спасать честь" гимназии переходила бы к Дарье и Денису.

Вадим Александрович для разминки предложил определить, что за значок присутствует на лацкане пиджака на фотографии Александра Николаевича, сделанной в 1970-е годы. Благодаря Максиму Королёву при подсказке ведущего школьники узнали, что это значок депутата Верховного Совета РСФСР, ибо А.Н. Каштанов был народным избранником в тогдашнем республиканском парламенте 8-го и 9-гов созывов в 1971-1980 гг. от Алтайского края.

Правильно назвала цвет, какой имеют каштановые (ассоциация с фамилией "Каштанов", как производное от цвета плодов дерева "каштан") почвы - в диапазоне от светло- до тёмно-коричневого, - Аня Клочкова.

Пришлось сегодняшним школьникам немного разбираться в некоторых терминах, в частности кто такие "земледел", "аграрник", "академик".

В частности, по первому термину Юрий Ефремов высказал мысль, что земледел - это тот человек, который "охраняет землю". Но последнее слово осталось за экспертами Дарьей и Денисом, по мысли которых: "земледел" - это человек, который возделывает (обрабатывает) землю (почву), а также тот, кто, как учёный, исследует те разноплановые процессы, какие происходят при возделывании почвы человеком.

На вопрос соведущей Светланы Васильевны, кто из присутствующих работает на приусадебном участке или на даче и потому является практикующим земледелом, поднялся "лес рук". Помогают родителям делать землю очень многие!

Илья Говоров попытался дать определение того, кто такой академик. С поправкой ведущего было установлено, что "академик" - это не столько тот, кто учится в академии как в высшем учебном заведении, а тот, кто достиг высшей степени знания и умения в научных исследованиях по конкретному направлению в своей области и потому причисляется к членам академии как научной институции.

Правильно назвали присутствующие нашего первого академика из числа россиян - Михаила Васильевича Ломоносова. После краткого рассказа ведущего о том, что накануне отмечавшегося в 2011 году 300-летнего юбилея со-основателя Московского университета М.В. Ломоносова был выполнен проект "Рыбный Обоз-2", в рамках которого два ходока (обоим было по 25 лет) на пути с родины нашего первого академика в Архангельской области в Москву проходили ежедневно примерно в среднем по 30 км, было предложено поднять руку тем, кто бы выполнил за один день этот "ломоносовский километраж". Отважились сделать это несколько человек, т.е. парни и девушки, которым нет ещё и 18 лет. Похвально!

Наконец, общими усилиями была составлена придуманная ведущим в виде квадрата схема того, что можно понимать под "почвой": сюда вошли

- непосредственно почва (грунт с его многообразными характеристиками: кислотность, солёность и т.п. в зависимости от рельефа и локации),

- растения с корневой системой,

- внешняя среда (солнечный свет, температурный, водный, ветровой режим) и наконец

- человек, влияющий разными способами (через агротехнику, внесение удобрений и т.д.) на эту систему, составной частью которой он также и становится сам.

И всё это берётся, как помноженное на время, ибо процесс просто самоделания земли (почвы), т.е. без участия человека - это очень длительный процесс

Здесь наиболее активными оказались десятиклассники Александр, Ксения, Денис, Аня.

По ходу мероприятия Вадим Александрович Михайлов поведал учащимся о географических точках на карте, с которыми была связана жизнь Александра Николаевича Каштанова.

Это и малая Родина в селе Юрасово и город Бронницы.

Это и Москва, где он учился в Тимирязевке на агронома.

Это и Сибирь: Омская область, Алтайский край, Новосибирск, где Александр Николаевич начинался и развивался как учёный.

Это снова столица Москва, в которой уже он как академик помимо разных административных функционалов продолжал заниматься исследовательской работой, в т.ч. в рамках Почвенного института.

Узнали учащиеся также и о тех учёных, чьё дело по развитию почвозащитной системы земледелия с использованием безотвальной обработки почвы для отдельных территорий, земля на которых в сильной степени подвержена ветровой эрозии, продолжил Александр Николаевич Каштанов.

Это отечественные учёные

- Терентий Семёнович Мальцев/ 1895-1994 и

- Александр Иванович Бараев/ 1908-1985.

В заключение памятного мероприятия присутствующим учащимся было предложено выразить своё отношение к предложению о том, чтобы назвать то место (стол и стулья), где сидели лицом к аудитории эксперты Дарья и Денис, "партой академика".

С учётом предыдущего "разогрева" в части погружения в терминологию практически половина учащихся поддержали эту идею (несколько отстранённо сидели при голосовании восьмиклассники, которым, возможно, оказалось сложновато постигнуть новые для себя термины и дефиниции).

Аплодисментами были встречены слова Вадима Александровича о том, что после такого мощного мозгового штурма экспертов Дарью Акумову и Дениса Чистова можно смело назвать "академиками".

А вдруг кто-то из них или из числа присутствующих действительно станет во временем выдающимся учёным в какой-то области знаний и достигнет как исследователь таких высот, что, как и закончивший это же учебное заведение много десятилетий назад Александр Николаевич Каштанов, станет реальным академиком уже в 21-м веке. "Парта академика" - таким в помощь!

Также было предложено подумать о том, чтобы, возможно, в будущем инициировать в память о выпускнике школы № 1 А. Н. Каштанове проведение Каштановских гимназических чтений, которые со временем могут стать традиционными.

На память о встрече Вадим Александрович передал Светлане Васильевне для школьного музея брошюру академика Александра Николаевича Каштанова о почётном академике ВАСХНИЛ Т.С. Мальцеве.

Всем - спасибо за интерес и участие!