Верхнетоемский район
Блиц-Экспресс 12
  • Вадим Михайлов
    (Vadim MIKHAYLOV)
    куратор проекта (project's organizer)
19.07.2022/ вт
В рамках "северной кругосветки" продолжается путешествие ВМ по южной части полной Архангельской области.
В среду 19.07 он совершил перемещение на рейсовом автобусе с Виноградовского в соседний Верхнетоемский район, пересёк на моторке реку Северная Двина с левого берега на правый и прибыл в районный центр - село Верхняя Тойма/ В. Тойму, расположенное на высоком берегу.
В райцентре В. Тойму уроженец Северодвинска ВМ побывал по сути 4-й раз в своей жизни. Первые два раза это было в отроческие годы, когда старшеклассник Вадим Михайлов приезжал был здесь на пути в деревню Великая тогдашнего Согринского сельсовета, где бащиповался т.н. "Северный" трудовой лагерь, в который на сельскохозяйственные работы приезжали северодвинские учащиеся школы 11.
Дважды (после 8-го и 9-го класса) сюда приезжал и тогдашний школьник Вадим Михайлов: летом 1974 и 1975 года.
В третий раз уже Вадим Александрович Михайлов прибыл в Верхнетоемский район Архангельской области в августе 2017 года, когда в ходе визита он побывал в гостях у знакомых в с. ЛАмбас/ ударение на первый слог и деревне Пахомово (рядом с д. Великая примерно в 7 км от центра сегодняшнего сельского поселения Согра.
И вот спустя почти 5 лет пути-дороги вновь занесли ВМ на верхнетоемскую землю.
Но на этот раз райцентр не стал чисто транзитным пунктом для гостя, а оказался перевалочным местом, где ВМ тормознулся почти на сутки.
Остановился куратор проектов в гостеприимном доме его однокурсницы по учебе в 1976-1981 гг. на отделении немецко-английского отделения инфака Архангельского государственного педагогического института им. М. В. Ломоносова Надеждой Борисовной Леготиной.
Правда, учились тогда студент Вадим и студентка Надежда в разных группах: Вадим в группе "В", потом в группе "А", а Надежда - в группе "Б".
И вот спустя 41 года Вадим и Надежда встретились на верхнетоемской земле.
Хлеб-соль предложили гостю Надежда Борисовна и ее сын Александр Александрович.
Хотя погода в день приезда ВМ в райцентр оказалась неровной, в частности, при пересечении в открытом катере ("речном кабриолете") Северной Двины ехать пришлось под разразившимся внезапно дожде в условиях сильного ветра, но после прихода ВМ в сопровождении хозяйки к дому, где гостю было дозволено влезть в реальный малинник и полакомиться садовой малиной, и неторопливой беседы за обедом - всё же уже ближе к вечеру, когда чуть расположилось, гостю и хозяйке получилось прогуляться по Верхней Тойме. Получилась небольшая экскурсия по центральной части райцентра.
Также Надежда и Вадим побывали в местной средней школе, где Надежда Борисовна продолжает преподавать английский язык учащимся. Содержательная экскурсия по Верхней Тойме гостю понравилась, но всё же самое сильное впечатление на ВМ произвел потрясающий вид из окон находящегося на угоре дома Надежды на Северную Двину и противоположный левый берег главной реки Архангельской области, а также расположенный прямо перед фасадом дома, которому уже порядка 60 лет (построен на месте дома бабушки) колодец глубиной порядка 40 метров, правда, недействующий. Вот так глубоко залегал водоносный слой в давние года, когда предки сегодняшних хозяев дома Надежды Борисовна и Александра Александровича вырыли этот колодец!
К слову сказать, силами сына и мамы нынче возводится двухэтажная пристройка к старому дому. Уже вечером после ужина Надежда Борисовна показала Вадиму Александровичу свои старые институтские фотографии, и вспомнилось всё, практически все имена и фамилии тех, с кем довелось учиться на одном отделении свыше 40 лет назад.
Спать ночью довелось на втором этаже строящейся пристройки - прямо как на верхней палубе речного судна.
20.07.2022/ср
С утра Надежда Борисовна сводила гостя к тому месту, где над притоком правого притока Северной Двины недалеко от впадения - рекой Верхняя Тойма (называется в народе "ТОймушка" проходит пешеходный мост, а с левого берега притока открывается красивый вид на прилегающие к райцентра природные территории: водные пространства, леса, луга, дороги, деревни.
Конда-то этими видами восхищались побывавшие в этих местах в разное время деятели культуры: художник Василий Васильевич Верещагин/ 1842 - 1904 и писатель - литературный певец природы Михаил Михайлович Пришвин / 1873 - 1954. Кстати, 04.02.2023 будет отмечаться 150-летний юбилей М. М. Пришвина, который не раз бывал в этих краях и оставил поэтические описания суровой северной природы в своих произведениях, среди которых можно упомянуть цикл рассказов "Берендеева чаща", рассказы "Корабельная роща", "Осударева дорога".
Также назовём детского писателя А. П. Гайдара, которому по журналистским делам от областной газеты в Архангельске доводилось бывать на верхнетоемской земле в 1920-е годы.
Наконец скажем, что этой земле почти 85 лет назад - 02.09.1937 родилась известная поэтесса Ольга Александровна Фокина/ ныне живёт в городе Вологда.
Известна, в частности, из 1970-х годов написанная на её стихи песня "Звёздочка моя ясная". Добавим, что Ольгу Александровну Фокину связывали дружеские отношения с северным поэтом Николаем Михайловичем Рубцовым/ 1936-1971.
Ежегодно Ольга Фокина приезжает в центр родного района и участвует в праздновании Дня села. В этом году земляки ожидают ее приезда на празднества по поводу 885-летия Верхней Тоймы 13-14.08.
Во второй половине четверга ВМ отбыл из райцентра в верховья Пинеги - через административный центр Горкинского сельского поселения - село Согру (примерно 100 км от Верхней Тоймы) в отстоящую ещё на 7 км деревню Пахомово, где гостя будет принимать Валентина Ильинична Карелина - для Вадима Михайлова нынче бабушка, а в 1970-е годы тетя Валя, работавшая тогда на пекарне, мама друга Вадима - местного паренька Коли, с которым школьник Вадим познакомился во время первого приезда в "Северный трудовой лагерь" в 1974 г. В следующем 1975 году Вадим вместе со своей мамой Еленой Нафановной гостил по приглашению тёти Вали в Пахомове. И вот ВМ едет в 4-й раз в сторону деревень Пахомово - Великая
27.06.2022 Валентине Ильиничне Карелиной исполнилось 90 лет.
В этот день ВМ из Подмосковья позвонил имениннице на домашний телефон и поздравил её с юбилеем. Теперь вот едет лично
21.07.2022/чт
Накануне вечером ВМ прибыл в деревню Пахомово Горковского сельского поселения (административный центр - с. Согра) в гости к Валентине Ильиничне Карелиной, сегодняшней бабушке, которой недавно исполнилось 90 лет, но которую в качестве пекаря в деревенской пекарне старшеклассник Вадим Михайлов помнил с середины 1970-х годов, когда дважды был в этих местах и дружил с сыном Валентины Ильиничны - Николаем.
Хозяйка тепло встретила гостя и после традиционных "хлеба-соли" отпустила его прогуляться по соседним деревням Пахомову и Великой, разделенным маленькой речушкой - почти ручьём - с именем Нюра - притоком Пинеги. Побывал Вадим Михайлов и на самой реке Пинеге, неторопливо несущей в верховьях свои воды через сотни километров к Северной
Двине как самый большой правый приток главной реки Архангельской области. Вспомнилось, что впервые попал он в верховья Пинеги 48 лет назад - в 1974 году, когда в составе школьного трудового лагеря "СЕВЕРНЫЙ" приехал в деревню Великую от своей школы 11 в г. Северодвинске. Жили тогда старшеклассники в здании местной начальной школы, а готовили и питались на специально устроенной по соседству летней кухне. Картофельные грядки, которые надлежало окучивать, располагались по соседству, а вот на сенокос требовалось добираться подальше.
В пятницу куратор проектов совершил блиц-визит в с. Согру.
В предыдуший раз он транзитом проследовал через центр Горковского сельского поселения в августе 2017 года, и вот сейчас предстояло чуть подробнее посмотреть Согру уже 21-го века.
ВМ побывал у храма Преображения, приход которого как Малопинежский Преображенский приход отмечает нынче своё 500-летие. С данным местом связано имя местночтимого святого - Сергия Малопинежского / 1492 (родился в год преставления Сергия Радонежского) - 1584 (отошёл ко Господу в год основания Архангельска).
С 1522 г. - даты основания прихода - в Преображенском храме служил Симеон - из рода Новгородского боярского сына Маркиана Неклюда, бежавшим из Новгорода в верховья Пинеги при Иоанне Третьем. В последние годы жизни Симеон Неклюд принял монашеский постриг с именем Сергия. После преставления был погребён подле алтаря Преображенской церкви. В 1655 г. Сергий Малопинежский был причислен к лику святых. В недавнее время усилиями энтузиастов после расчистки подцерковия под северного крылом здания церкви постройки конца 19-го века была обнаружена могила Сергия Малопинежского. Также в одном из северных музеев была обнаружена фотография иконы Сергия Малопинежского, на основе чего и был написан лик местночтимого святого для церкви в Согре.
Побывал также ВМ у воинского мемориала, на котором начертаны имена 859 жителей этих мест - Согры и близлежащих деревень, ушедших на войну, из которых только 276 человек вернулись победителями домой, а 583 бойца навсегда остались на поле брани.
Информация об однопризывниках с верховьев Пинеги приводится в тексте, размещённом на странице в рамках поискового проекта "ПОСТ".
Во время пребывания в Согре ВМ также обошел недавно построенное здание Горковской средней школы модельного типа, пообщался с местными жителями на АТС и в местном теротделе.
В заключение Вадим Михайлов сходил на сельское кладбище, где побывал на могиле друга детства из деревни Пахомово - Николая Николаевича Карелина/ 1960-2003, сына Валентины Ильиничны. На могильном кресте написаны слова: "Спи спокойно", к которым Вадим мысленно добавил: "... друг мой Колька".
Светлая память!
Обратный путь из Согры в Пахомово (семикилометровый путь с утра в Согру пришлось преодолевать пешком, причем преодолевать пришлось также т.н. "ляги" в множественном количестве - ложбины на лесной дороге, заполненные водой после недавних проливных дождей) гостю подвезло проехать на попутной машине - спасибо водитель Ивану, захватившего Вадима!
Порядок следования деревень на обратном пути следующий: Согра, Керас, Сарчема, Волыново, РУчей (ударение на первый слог), Пахомово, Великая - то отдаляясь, то приближаясь от правого берега Пинеги вверх по течению.
22.07.2022/ птн
Накануне вечером ВМ прибыл в деревню Пахомово Горковского сельского поселения (административный центр - с. Согра) в гости к Валентине Ильиничне Карелиной, сегодняшней бабушке, которой недавно исполнилось 90 лет, но которую в качестве пекаря в деревенской пекарне старшеклассник Вадим Михайлов помнил с середины 1970-х годов, когда дважды был в этих местах и дружил с сыном Валентины Ильиничны - Николаем.
Хозяйка тепло встретила гостя и после традиционных "хлеба-соли" отпустила его прогуляться по соседним деревням Пахомову и Великой, разделенным маленькой речушкой - почти ручьём - с именем Нюра - притоком Пинеги. Побывал Вадим Михайлов и на самой реке Пинеге, неторопливо несущей в верховьях свои воды через сотни километров к Северной
Двине как самый большой правый приток главной реки Архангельской области. Вспомнилось, что впервые попал он в верховья Пинеги 48 лет назад - в 1974 году, когда в составе школьного трудового лагеря "СЕВЕРНЫЙ" приехал в деревню Великую от своей школы 11 в г. Северодвинске. Жили тогда старшеклассники в здании местной начальной школы, а готовили и питались на специально устроенной по соседству летней кухне. Картофельные грядки, которые надлежало окучивать, располагались по соседству, а вот на сенокос требовалось добираться подальше.
В пятницу куратор проектов совершил блиц-визит в с. Согру.
В предыдуший раз он транзитом проследовал через центр Горковского сельского поселения в августе 2017 года, и вот сейчас предстояло чуть подробнее посмотреть Согру уже 21-го века.
ВМ побывал у храма Преображения, приход которого как Малопинежский Преображенский приход отмечает нынче своё 500-летие. С данным местом связано имя местночтимого святого - Сергия Малопинежского / 1492 (родился в год преставления Сергия Радонежского) - 1584 (отошёл ко Господу в год основания Архангельска).
С 1522 г. - даты основания прихода - в Преображенском храме служил Симеон - из рода Новгородского боярского сына Маркиана Неклюда, бежавшим из Новгорода в верховья Пинеги при Иоанне Третьем. В последние годы жизни Симеон Неклюд принял монашеский постриг с именем Сергия. После преставления был погребён подле алтаря Преображенской церкви. В 1655 г. Сергий Малопинежский был причислен к лику святых. В недавнее время усилиями энтузиастов после расчистки подцерковия под северного крылом здания церкви постройки конца 19-го века была обнаружена могила Сергия Малопинежского. Также в одном из северных музеев была обнаружена фотография иконы Сергия Малопинежского, на основе чего и был написан лик местночтимого святого для церкви в Согре.
Побывал также ВМ у воинского мемориала, на котором начертаны имена 859 жителей этих мест - Согры и близлежащих деревень, ушедших на войну, из которых только 276 человек вернулись победителями домой, а 583 бойца навсегда остались на поле брани.
Информация об однопризывниках с верховьев Пинеги приводится в тексте, размещённом на странице в рамках поискового проекта "ПОСТ".
Во время пребывания в Согре ВМ также обошел недавно построенное здание Горковской средней школы модельного типа, пообщался с местными жителями на АТС и в местном теротделе.
В заключение Вадим Михайлов сходил на сельское кладбище, где побывал на могиле друга детства из деревни Пахомово - Николая Николаевича Карелина/ 1960-2003, сына Валентины Ильиничны. На могильном кресте написаны слова: "Спи спокойно", к которым Вадим мысленно добавил: "... друг мой Колька".
Светлая память!
Обратный путь из Согры в Пахомово (семикилометровый путь с утра в Согру пришлось преодолевать пешком, причем преодолевать пришлось также т.н. "ляги" в множественном количестве - ложбины на лесной дороге, заполненные водой после недавних проливных дождей) гостю подвезло проехать на попутной машине - спасибо водитель Ивану, захватившего Вадима!
Порядок следования деревень на обратном пути следующий: Согра, Керас, Сарчема, Волыново, РУчей (ударение на первый слог), Пахомово, Великая - то отдаляясь, то приближаясь от правого берега Пинеги вверх по течению.
23.07.2022/ суб
Субботний день в деревне - банный день. Вот и в нынешнюю субботу хозяйка Валентина Ильинична предложила гостю помыться в бане. Накануне ВМ натаскал в баню воды, а с утра в субботу начали топить баню. С удовольствием смыл путешественник дорожную грязь, что прицепилась к нему со времени отъезда в минувшее воскресенье и особенно накануне в пятницу, когда была сделана вылазка в Согру.
Спасибо - за лёгкий пар!
Теперь хотелось бы немного поделиться отрывочными воспоминаниями из летних периодов 1974 и 1975 годов, когда старшеклассником я был в Великой и Пахомове:
1/ Транспортная логистика:
Ехали мы с Северодвинска в Великую в те года следующим образом:
- из Северодвинска до Архангельска на автобусе 133;
- с Архангельска на теплоходе до пристани Верхняя Тойма на правом берегу Северной Двины - ночевали ночь на судне;
- с Верхней Тоймы до Согры на "кукурузнике" типа АН-2 /расстояние по прямой около 100 км (нынче расстояние по немного кружной грунтовой дороге с бетонными блоками в одну сторону длиной 120 км микроавтобус преодолел примерно на 3 часа в сухую погоду, но после интенсивных дождей, из-за чего приходилось, постоянно сбавляя скорость, осторожно и аккуратно объезжать приличные лужи);
- с Согры до деревни Великая - на грузовике до здания начальной школы.
Нынче благодаря построенному в начале 1990-х гг. мосту через реку Вагу (в районе села Рочегда) доехать до правого высокого берега на Северной Двине, где стоит Верхняя Тойма, можно на автобусе, следующем из Архангельска/ Северодвинска в Котлас/ Великий Устюг до паромной переправы в Приозерном, а оттуда с левого берега на правый на пароме или моторке.
2/ Культпросветработа: после работы на полях и лугах члены трудового лагеря готовили и проводили мероприятия в здании тогдашнего клуба (не сохранилось) для местных жителей.
- запомнился курьёзный случай на одном соревновательном мероприятии между двумя командами из числа местных. Члену команды нужно было пройти в зале перед сценой десять шагов и на каждый шаг назвать по одному женскому имени. В одной из команд бабушка шла вперёд и просто называла по очереди сидевших на переднем ряду в зале односельчанок. В одном месте у неё получилось дословно так: "Афанасья, другая Афанасья..."
Зал грохнул от смеха: вот ведь как сели, рядышком две Афанасьи!
- осталась в памяти бесподобная фраза какого-то сельского мальчонки, который перед началом планового киносеанса (бабины с пленками художественных фильмов привозили из Согры в Великую практически каждый день; билет для взрослого стоил 10 копеек; для детей, если без места - "в партере" - в промежутке между первым рядом и сценой с экраном, т.е. на полу - 5 копеек) мог прибежать к уже собравшимся зрителям и громко воскликнуть: "Кина не будет - кинщик спился!"
И такое бывало...
3/ Форс-мажор: однажды на угоре перед зданием Великодворской (прилагательное от названия географического места "Великая") начальной школы, где мы жили, остановилась грузовая машина с загоревшимся двигателем - все, кто был в здании, бросились забрасывать капот песком и сталкивать машину вниз, но о том, что огонь мог перекинуться на бензобак с возможным последующим взрывом, никто и не думал. В итоге всё обошлось: только возгорание, пожара не было.
4/ Нашими наставниками были:
- в лето 1974 года учительница по физике наша тогдашняя классная руководительница Нелли Ивановна Покровская - ходили с ней по ягоды в лес, в частности, за морошкой на болото;
- в лето 1975 г. наша старшая пионервожатая Людмила Ивановна Дудоладова (благодаря ей, работавшей учительницей русского языка и литературы сразу после окончания педвуза в Архангельске в школе в Согре, спустя несколько лет и установилась "спайка между городом и деревней" - совхозом "Горковский" в Верхнетоемском районе и школой 11 в г. Северодвинске) - под руководством Людмилы Ивановны, по инициативе которой в 1971 году в нашей был открыт школьный музей космонавтики (пионерская дружина носила имя Ю. А. Гагарина) мы проводили в клубе политинформации о ходе полета советского и американского космического кораблей по программе "Союз - Апполон".
5/ Экскурсионная программа: состоялось знакомство с работой постоянно находившейся в Согре экспедиции Института физики Земли АН СССР, учёные которой проводили научные эксперименты с французскими специалистами, находившимися на острове Кергелен в Индийском океане
Поскольку Согра и Кергелен были т.н. "сопряжёнными точками" в Северном и Южном полушариях, то можно было изучать радиомагнитные излучения, которые инициировались, скажем, в Южном полушарии, а их вхождение фиксировалось, соответственно, в Южном.
Как нам говорили, французские учёные приезжали также в Согру тогда (ныне здание экспедиции пустует).
6/ Личный опыт:
Летом 1975 года городскому школьнику Вадику Михайлову, когда он до начала лагерной смены пару недель гостил в семье Карелиных, доверили отправиться в качестве пастуха с частными коровами (пасли по очереди те домохозяйства в Великой и Пахомове, которые держали коров).
Тетя Валя работала на пекарне, а сын её Коля, видимо, был чем-то занят. Отправили меня, вооружив плёткой и снабдив провизией: хлебом и бутылкой молока, заткнутой пробкой, которая была свёрнута из газетного листа.
Начало с утра было даже ничего: коровы с двух деревень дружно направлялись известным маршрутом по обоим берегам речки Нюры в дальние луга. Но затем, по версии горе-пастуха, в дело вмешались оводы, которые стали досаждать коров до такой степени, что они удумали сбежать от жары и оводов поскорее обратно.
Итог был печальным: стадо досрочно вернулось в родные деревни.
Попытки городского неопытного мальчика "лечь на амбрузуру" перед лениво идущими назад коровами оказались тщетными: коровы просто перли и перли в сторону жилья, вежливо обходя горе-пастуха.
Наверное, в тот день многие хозяйки не раз поминали меня разными словами из-за того, что вечернюю дойку пришлось, видимо, проводить раньше.
Это был мой первый и, к счастью, единственный опыт, когда я попробовал себя в качестве пастуха...
Такие вот разноплановые воспоминания остались у меня от Великой и Пахомова в 1974 и 1975 годах.
Спасибо тому времени и людям того времени!
24.07.2022/ вск
Накануне в субботу вечером бушевала буря: гремел гром и сверкали молнии, поднялся сильный ветер, так что временами даже начинали мигать лампочки в доме, поэтому я предпочел вообще выключить свет.
Утром в вск небо было не совсем затянуто, временами скупо проглядывало солнышко, но дождя не было.
Начало заключительного полного дня пребывания в верховьях Пинеги ВМ решил посвятить исследованию противоположного левого берега реки. Проследовав примерно вдоль русла речушки Нюры путешественник достиг места её впадения в Пинегу, где оставив одежду и обувь сначала несколько метров проплыл в сторону левого берега, а затем, примерно с середины реки, прошёл по воде, поскольку вода была только по колено.
Ступив на песчаный пляж противоположного берега, ВМ сначала немного углубился от берега в сторону одиноко стоящего высокого столба, в обе стороны которого раньше, видимо, тянулись электрические провода, в т.ч. через Пинегу (сейчас провода обрезаны), и затем по каким-то лугам ушёл ещё дальше от берега.
Но потом путник решил вернуться к руслу реки и двинулся к берегу, где и вышел на плохо угадываемую, но всё же ещё обозначенную тропинку, по которой и двинулся по левому берегу вверх по течению, где по ранее полученной информации прежде была жилая деревня под названием Монастырская (в народе называлась "Монастырь"). Как выяснилось уже по возвращении, деревня в итоге сгорела (остался реально один полуразрушенный дом - крыша уже провалилась - с пристройкой и забором, да точечные остатки срубов прежних домов).
Вскоре прибрежная тропинка перешла в наметанную двухколейную дорогу, по которой, видимо, и сегодня могут проезжать трактора (начиналась она на левом берегу от спуска к реке, где, скорее всего проходит брод через Пинегу на правый берег для колёсного транспорта).
По дороге странник поднялся немного вверх в сторону свободного пространства, где и приметил маленькую часовенку, а рядом с ней сооружение арочного типа, в верхней части которого висит небольшой колокол с привязанной к языку колокола тесемкой - всякий, входящий в ограду, может позвонить.
Подойдя поближе, ВМ увидел, что это по сути воинский Мемориал на месте раннее здесь расположенной деревни Монастырская в память тех, кто ушел на фронт, кто не вернулся и кто вернулся победителем.
Данные несколько отличаются от тех, что приведены на Мемориале в Согре по данной деревне. Приведём цифры "под колоколом": ушли на фронт всего 55 бойцов из Монастырской (по версии в Согре - 43), не вернулись 35 (26), в т.ч. носителей фамилии " "Кокорины" - 19 (14), самый старший из которых был 1891 г.р. (призван в 50-летнем возрасте), а самый молодой - 1925 г.р.
Вернулись победителями в родную деревню с фронта всего 20 (17), из которых 12 Кокориных (самый возрастной - 1895 г р., а самый юный - 1925 г.р.).
Светлая память тем, кто не вернулся и вернулся, но кого тоже уже нет.
Некоторое удивление ожидало исследователя внутри часовни, когда он открыл дверь и вошёл в неё. Надпись внутрм на стене гласила, что это часовня старообрядческая и что она была освящена 10 лет назад - 15.07.2012 в память о жителях деревни Монастырская, которые, скорее всего, жили здесь на отшибе старообрядческой общиной семейными домохозяйствами. Приведен список из 44 домохозяйств (на войну, как сказано выше, ушли 55 человек, значит, из одного и того же домохозяйства, где оставались жить после смерти родителей, например, брат и брат или брат и сестра, на фронт могли призываться не по одному человеку).
В 27 домохозяйствах фамилия основателя - Кокорин. Самый древний по возрасту и из упомянутых в списке - Андрей Кокорин, 1856 г.р.
Самый поздний из родившихся здесь - послевоенный Василий Васильевич Кокорин, 1954 г.р. - сын вернувшегося с фронта Василия Марковича, 1907 г.р. (по другой ветви и домохозяйству). Возможно, что нынче последнему Кокорину, что родился в деревне Монастырской в 1954 году, ещё только 68 лет, но если он жив, то обретается уже в другом месте - на сегодняшний день деревни Монастырской давно уже нет и из живых существ здесь только птицы, вьющие гнезда в густой траве или в ветвях деревьев.
По местным преданиям, раньше это место называлось Марьина Горка, на которое могли переселиться в первой половине 19-го века потомки старообрядцев с располагавшегося прежде в нескольких десятках километров при впадении в Пинегу правого притока - реки Илеши (считается, что от устья Илеши водоток в Пинеге, которая здесь несколько поворачивает на север, увеличивается почти в два раза) старинного старообрядческого монастыря (был разрушен в начале 19-го века).
По версий одной из местных исследовательниц-краеведов, основание монастыря могло относиться к середине 17-го века (старообрядческий монастырь, таким образом, мог просуществовать до насильной ликвидации примерно полтора столетия), а построен он мог быть по завету протопопа Аввакума, который с семьёй в 1653 году якобы мог проходить через верховья Пинеги в сибирскую ссылку.
Отметим, что намеченный до отбытия из Москвы страстного противника Никоновских реформ, кем являлся протопоп Аввакум, маршрут движения в ссылку проходил примерно на 300 км южнее - через тогдашнюю Соль Вычегодскую/ ныне - Сольвычегодск Архангельской области.
Вопрос о том, мог ли отряд из охранников и ссыльных сбиться в пути из Москвы в Тобольск в середине 17-го века так далеко на север в районе Северной Двины и Пинеги, является дискуссионным. Скорее вряд ли.
Как сказал один из историков, это было бы похоже на то, как если бы они "сбились с лыжни", т.е. с проложенной задолго до этого и выверенной трассы, по которой через самую северную точку маршрута на пути в Тобольск - Соль Вычегодскую - и двигались путники в то далёкое время. Или же местным краеведам следует представить какие-либо письменные доказательства в пользу того, что якобы протопоп Аввакум мог идти в сибирскую ссылку через верховья Пинеги.
Но старообрядцы были!
25.07.2022/пн - заключительный день в Верхнетоемском районе

Накануне отъезда ранним утром в понедельник из Пахомова в райцентр Верхнюю Тойму гость побывал вечером в воскресенье накоротке в доме у Валентина Васильевича Кокорина, который был указан на баннере в числе родившихся в деревне Монастырская внутри старообрядческой часовни.
Валентин - сын вернувшегося с войны фронтовика Василия Марковича Кокорина, 1907 г.р., самый младший сын которого - Василий Васильевич также указан на баннере. А всего после войны у отца, по словам Валентина Васильевича, родилось трое детей: он сам/ 1948 г.р., сестра Фаина/ 1952 г.р. и младший брат Василий / фактически 1956 г.р. (на баннере в часовне указана неверная дата: 1954). Фаина и Василий жили в Котласе, но их, со слов Валентина, уже нет в живых.
Всего в семье было пятеро.
Ему самому уже в октябре наступит 74 года. Перебрались они, как вспоминает Валентин Васильевич, с Монастырской в Волыново где-то в начале 1970-х, когда он уже вернулся после службы в армии, а электричество на противоположный левый берег Пинеги в Монастырскую от Великой на правом берегу провели только в 1964 году.
Сам Валентин Васильевич назвал себя некрещеным и вообще затруднился что-либо сказать о старообрядцах, которые жили в Монастырской. Так что каких либо дополнительных подтверждений в доказательство существования старообрядческой деревни установить в разговоре с уроженцем Монастырской не получилось. Хотя, со слов ещё одного местного жителя, о старообрядцах что-то всё же здесь было известно.
Ранним утром в понедельник ВМ выехал с Пахомова на забравшем его автомобиле назад. На зорьке достигли Согры, проехали по Аптечной улице мимо переулка пол названием Тихий, забрали других пассажиров и двинулись в сторону Верхней Тоймы. Ещё не было и восьми часов утра, а водитель Андрей доставил всех к месту назначения.
В райцентре ВМ быстренько перекантовался с вещами в доме у сокурсницы Надежды Борисовны, где гостя также накормили завтраком. Успелось даже дойти скорехонько до музея, где было намерение купить одну книгу местного краеведа. Путешественнику показали в музее расположение деревень на карте Верхнетоемского района.
В частности, ВМ заинтересовало, где находится деревня Семёновск (Семёновск-2), откуда несколько десятилетий назад был перемещён в музей-усадьбу Коломенское в Москве Храм Георгия Победоносца. Оказалось, что это на самом юго-востоке Верхнетоемского района, почти на границе с Красноборским.
Незадолго до 11 часов Вадим Александрович попрощался с Надеждой Борисовной, поблагодарил хозяйку за гостеприимство и двинулся в сторону пристани, с которой в стартовал на пароме на левый берег в поселок Приозерный, где будет дожидаться проходящего автобуса в сторону Котласа, чтобы оттуда на вечернем воркутинском поезде отправиться в сторону Москвы.
Проплывая мимо стоящего на угоре дома Надежды Борисовны, гость увидел, как хозяйка сверху от калитки перед домом машет ему рукой на прощанье.
ВМ помахал ей обратно.
Спасибо, Верхняя Тойма и Верхнетоемский район!
26.07.2022/вт - Заключительный день "северной кругосветки"

Завершается длившаяся почти 10 дней поездка ВМ по разным районам Архангельской области. На маршруте куратор проектов побывал транзитом в Вельске (при приезде) и Котласе (при отъезде), а также в трёх районах: Шенкурском, Виноградовском и Верхнетоемском.
В финальный день "северной кругосветки" ВМ возвращается через Александров назад.
Здесь хотелось бы использовать материалы издающегося с недавнего времени в с. Карпогоры Пинежского района краеведческого журнала "Родное Пинежье" и поделиться с читателями информацией, относящейся как раз к верховьям Пинеги и Верхнетоемском району.
[09:38, 26.07.2022] Михайлов Вадим Александрович: Сначала немного заметок из путевого дневника русского советского писателя Михаила Михайловича Пришвина/1873-1954, который вместе с сыном Петром как раз путешествовал по этим местам в 1935 году. Сам прозаик называл Север своей поэтической родиной, хотя родился в средней полосе России.
В верховья Пинеги писатель приехал для того, чтобы "увидеть лес, незнакомый с топором". От Москвы до Вологды путешественники добирались поездом, оттуда пароходом до Верхней Тоймы, затем на лошадях до деревни Керга в верховье реки Пинеги. На лодке спустились до устья реки Илеши/ притока Пинеги, пересели в лодку - осиновку, и толкаясь шестами, поднялись по Илеше до её притока - Коды, а затем в её верховье. Оттуда в сопровождении двух охотников Александра Губина и Осипа Романова отправились пешком через дремучий лес до Чащи, не тронутой топором. Вот как М. М. Пришвин сам писал об этом: "Всё оказалось точно так, как и говорили о Чаще: деревья стояли одно к одному, как громадные свечи, и уж, конечно, тут стяга не вырубишь, тоже правда, что дереву невозможно упасть, если не подрезать и те, к каким оно склонится".
После встречи с Чащей, которую позднее Михаил Михайлович назовёт Берендеевой, писатель и его сын возвратились в деревню Илеша и в лодке отправились вниз по Пинеге до Карпогор, а оттуда на пароходе в Архангельск.
Немного цитат из дневниковых записей писателя и книги "Берендеева Чаща" ("Северный Лес"), ставшей итогом его экспедиции на Пинежье:
"24.05.1935. Дождь и холодно. А нам очень хорошо: "пинжаки" оказались тем самым народом, который 30 лет тому назад очаровал меня в Карелии. Ни малейшего чувства в том, что у меня кто-нибудь возьмёт что-нибудь, и тысячу рублей я оставляю в куртке висеть... Тут гордость, чувство собственного достоинства: "мне чужого не надо, хоть и нет своего, да как-нибудь лучше обойдусь, чем воспользуюсь чужим".
Также он пишет: "Обитатели берегов Пинеги сыспокон веков называются пинжаками, которые отразили последнюю простоту леса и топора. Ещё очень недавно топор был единственным универсальным орудием лесного производства: топором рубили деревья, топором делали доски, избы целиком рубили одним топором и даже без железных гвоздей, и художественные изделия - и какие! - делались тоже топором... Также очень недавно появилось на Пинеге колесо, до сих пор считали, что по грязи, по песку и моху лучше ездить на санях даже и летом".
В деревне Керга писателя впечатлили охлупни на крышах домов: "Мы ходили по деревне, фотографировали игрушки, птицеконей, оленей, вырубленных одним топором и посаженных на кровлях. Для чего это человек, столь занятой, брал топор и создавал из дерева фантастические существа. Нам ответили на то, что охлупь ("конёк") делается, "чтобы князь (сруб) не гнил и ветер крыши не снёс". По мнению писателя, это объяснение нельзя считать полным, потому как то же самое можно было сделать более простым способом, а такое "усложнение" конструкции охлопня говорит скорее о стремлении человека украсить крышу своего дома: "Искусство, очевидно, и в этом случае пряталось за практичностью, и, думается, настоящее искусство всегда стыдливо, как и стыдлива подлинность самого человека".
Также Михаил Михайлович описывает неподдельный интерес жителей деревни к биноклю, термосу, ружью, фотоаппарату писателя: "Собравшиеся вокруг меня молодые и старые люди относились ко всем этим вещам с благоговением, вовсе утраченным в центре страны. Нелегко было удовлетворить всех желающих посмотреть в бинокль: каждого надо было учить обращению с призматическим биноклем, чтобы ставить его себе по глазам. К счастью, со стороны женщин к этому было никаких попыток: кто-то из остроумных парней наговорил им, что в этот бинокль можно увидеть насквозь: молодые женщины с визгом бежали прочь".
25.05.1935 путешественники спустились вниз по реке и достигли деревни Согра, на правом берегу Пинеги. В дневнике от 29.05.1936 писатель отмечает: "В Согре три женщины: акушерка, учительница и счетовод, последняя из ссыльных, - они одеваются прилично, читают романы: между ними и местными бабами и парнями - пропасть..."
В книге "Берендеева Чаща" М. М. Пришвин пишет о восприятии пинежских топонимов, о том, что некоторые названия кажутся ему благозвучными, а другие - нет: "Есть странные названия, чисто русские, а неприятные: Противна, Еркино ("е" с двумя точкамид, Поганец, и чужие, финские, иногда чудесны: Лавела, Явзора. Нам особенно понравилась Явзора (ударение на первый слог); это имя так удивительно сочетается с этой явью светозарных ночей: кажется тогда, везде вокруг, на земле и на небе, живёт тут прекрасная Явзора..."
20.06.1935 прибыли в Архангельск.
В 1952-1953 гг. М. М. Пришвин пишет повесть-сказку "Корабельная Чаща", в которую также вошли впечатления от поездки на Пинежье.
Ещё 10 лет спустя журналист Владимир Страхов дважды прошёл по следам Пришвина. Повторитель его маршрутов восхищался мужеством и стойкостью писателя, который на 63-м году жизни отважился пройти столь сложный маршрут. Только Михаил Пришвин, горячо влюблённый в природу Севера, мог пуститься на поиски Берендеевой Чащи..
В продолжение пришвинских суждений о топонимах Пинежья хотелось бы также поделиться информацией о своебытном пинежском говоре, который и сегодня можно слышать в верховьях этой реки в Верхнетоемском районе.
90-летняя хозяйка Валентина Ильинична, в гостях у которой в деревне Пахомово я был несколько дней, как уроженка тех мест, при разговоре местами выражается очень необычно.
Например, вместо части "-то" (он-то) у неё может "приклеиться" к предыдущему слову частица "-от" / буквы наоборот (он-от), что однако совершенно не затрудняет понимания
Или необычная форма глагола в 3-м лице единственного числа: вместо привычного окончания "-ёт" (льёт) старожилы этих мест могут сказать без конечной согласной "т" ("льё"), что в целом также остаётся понятным.
Теперь некоторые обобщения, примеры и переводы некоторых пинежских слов, почерпнутые из внешних источников.
По мнению исследователей, пинежский говор - это древний диалект, сохранившийся до наших дней.
Причиной долгой его сохранности и целостности является удаленность и замкнутость проживания пинежан (в Горковском сельском поселении и по сей день нет мобильной связи, имеется только стационарная с домашних телефонов).
Некоторые выводы о распространенности старинного пинежского говора:
- живые носители пинежского диалекта - в большинстве своём люди старшего возраста (60+);
- женщины проявляют бОльший интерес у диалектологии, чем мужчины;
- слова, употребляемые в верховьях Пинеги, могут быть незнакомы жителям низовья реки.
В настоящее время в русскоязычном обществе в определенной мере меняется отношение к диалектным формам языка. В определенных сферах коммуникации они расцениваются теперь не только как допустимые, но и как необходимые средства выражения.
В работах исследователя Галины Яковлевны Симиной пинежский говор определяется как севернорусский говор поморского типа, который генетически восходит к новгородскому диалекту 16-17 веков.
В пинежском говоре сохранились особенности поморского наречия в их целостном комплексе. Отмечается, что он в некоторых чертах ближе к речи древнего Новгорода, чем сам современный новгородский диалект, в котором, к примеру, со временем, развились деепричастные формы на "-вши" (не пивши) или "-тчт" (пришотчи). А вот в пинежских материалах эти формы отсутствуют, что отражает древненовгородскую языковую ситуацию.
О новгородских корнях пинежского говора свидетельствует и его фонетическая система. Вот ещё некоторые черты пинежского говора:
1/ Оканье - отчётливое различение гласных [о] и [а] после твёрдых согласных в безударных слогах: вОда;
2/ Цоканье (мягкого типа) - произношение мягкого [ц'] вместо [ч]:
доц'ка = дочка, ц'ай = чай;
3/ Вставка протетических согласных: нДравицца = нравится; радиВо = радио;
4/ Переход звука "ы" в звук "о": сОроеги;
5/ Употребление окончаний на "-ой" или "-ёй" вместо "ый" или "ий": веселОй парень, летнЁй вецёр;
6/ Совпадение форм родительного, дательного и предложного падежей единственного числа: на горЫ, по избЫ, на верандЫ;
7/ Следы двойственного числа в окончаниях прилагательных и местоимений: с добрымА делами;
8/ Отсутствие окончаний "-т" в формах 3-го лица единственного и множественного числа глаголов настоящего времени: он идЁ, они говорЯ;
9/ Использование частицы "от": Купил самовар-от? КудЫ пошёл-от?
10/ Употребление притяжательных местоименных прилагательных: егоВ, ейНЫЙ, ихНИЙ.
Словом, если хочешь погрузиться в язык древнего Новгорода, поезжай в наши дни в верховья Пинеги

В заключение небольшой словарик пинежских диалектных слов:
бАско - красиво;
бЯкнуться - удариться обо что-либо;
ерестИться - ругаться;
кошЕль - большая корзина с ручками для переноски травы;
манИть - ждать;
натратИть - накормить досыта;
нерАжий - некрасивый;
позорИться - мучаться;
порАто - очень, сильно;
прИставка - палка, приставленная к двери, как знак того, что хозяева отсутствуют;
прохАбый - проворный;
секотАть - суетиться;
уходИть - испачкать (одежду);
хышИться - хвастаться.
Пока всё!
Следует иметь в виду, что палка - прИставка может стоять у двери дому при отсутствующих хозяевах не только на Пинеге, но и на Ваге.
Когда ВМ прибыл в прошлый вторник в Усть-Вагу к Андрею Викторовичу, то хозяина не было дома (ушёл на работу) - у двери стояла прИставка.
Если ты - свой или тебя ждут - заходи смело!
Что и было мной сделано.
Уже из избы позвонил на мобильный телефон хозяина и уточнил, когда он придёт на обед.
Ответ: "После полудня"
Так и вышло!