Сергей Михайлович Сотников
Федеральный волонтёрский историко-актуальный проект "Аграрники Отечества - Соль Земли"
("АОСЗ") или "АгроОбоз-2"
к событиям 30-летней и иной давности
к 13-й годовщине благополучной посадки самолёта ТУ-154М на аэродроме в райцентре Ижма/ Республика Коми, который поддерживался в надлежащем состоянии благодаря заботам Сергея Михайловича Сотникова/ род. 05.02.1958

Про ижемского спасателя не из МЧС и про родившихся заново 13 лет назад


К 13-й годовщине несостоявшегося в сентябре 2010 года авиационного происшествия в небе над селом Ижмой в Республике Коми



В разные годы, к сожалению, заключительный месяц лета - август, бывало, "одаривал" наших соотечественников трагическими авиапроисшествиями.

И в августе нынешнего 2023 года, увы, тоже без этого не обошлось…

А вот в сентябре 2010 года - ровно 13 лет назад - Бог миловал девятерых членов экипажа и 72 пассажиров самолёта ТУ-154М, совершавшего дальний авиаперелёт из Якутии в Москву, которому пришлось совершить вынужденную посадку на аэродроме райцентра Ижма в Республике Коми.

Спасение 81 человека стало возможным благодаря умелым действиям экипажа во главе с командиром воздушного судна Евгением Геннадиевичем Новосёловым и исполнявшим в том рейсе обязанности второго пилота Андреем Александровичем Ламановым, которые сумели посадить лайнер на находившуюся в рабочем состоянии взлётно-посадочную полосу/ВПП, углубившись в мелколесье за её пределы всего на 164 метра.

Но, пожалуй, главным спасателем и ставшим по сей причине "крёстным отцом" находившихся на борту людей стал Сергей Михайлович Сотников, который на тот день уже 12 лет был единственным работающим в аэропорту: в одном лице и начальник, и подчинённый, который как раз и обеспечивал, чтобы ВПП оставалась в надлежащем виде.

Немного расскажем об ижемском спасателе.

Сергей Михайлович Сотников, 1958 г.р., уроженец Южного Урала - из Нуримановского района сегодняшней Республики Башкортостан.

В пору детства и учёбы в школе Сергея в его родном многонациональном (здесь живут русские, татары, башкиры) рабочем посёлке/ ныне селе Красный Ключ находилось градообразующее предприятие - Яман-Елгинский леспромхоз, где работали люди серьёзные и привычные к любой погоде.

Наверное, от своих родителей и земляков и научился Сергей таким всегда нужным качествам, как трудолюбие и ответственность за порученное дело.

Да и работа на приусадебном участке в родительском доме никак не могла воспитать белоручку. С детства привык Сергей не чураться никакого труда

После окончания десятилетки была у Сергея Михайловича мечта поступить в лётное училище, но по состоянию здоровья пришлось поступать в Егорьевское авиационное техническое училище гражданской авиации/ЕАТУГА - ныне Егорьевский авиационный технический колледж, где учился по специальности, относившейся к тому, что называют "наземная служба аэродрома", то есть те, кто обеспечивает взлёты и посадки воздушных судов в аэропортах.

По распределению Сергей Михайлович вместе с двумя уроженцами тогдашней Коми АССР был направлен в город Печору, а оттуда по остаточному принципу согласился отбыть на работу в аэропорту Ижма на берегу реки Ижмы - притока Печоры, откуда до ближайшей железнодорожной станции Ираёль (между Печорой и Ухтой) около 100 километров. Такая вот в транспортном отношении глубинка. Двое других местных получили направление соответственно в Усинск и Инту.

Так судьба забросила уроженца Южного Урала в далёкую северную Ижму.

На новом месте молодой специалист быстро освоился, пошёл в хорошем смысле слова в гору по карьерной лестнице и стал скоро начальником всего аэродромного хозяйства в аэропорту Ижмы.

Здесь же в Ижме также нашёл свою вторую половину - Марию Александровну (девичья фамилия - Чупрова), ставшую его супругой, здесь родились его дети.

Только вот с начала 1990-х годов, когда на нерентабельную с т.ч. рыночной экономики малую авиацию был "поставлен крест", объёмы авиаперевозок на местных авиалиниях на АН-2 сократились почти до нуля и стало называться его хозяйство уже просто вертолётной площадкой.

Пришлось Сергею Михайловичу практически в одиночку содержать в порядке вверенную ему "делянку", причём "тяпать свою делянку" (цитата от В. В. Путина) ему приходилось в прямом смысле слова: вырубать кустарник, который прорастал на ВПП, убирать мусор, удалять с полосы легковушки, которые водители, отправлявшиеся в лес по грибы да ягоды, приспособились было парковать на бетонке. По-разному было. И так 12 лет в одиночку. Мотивация начальника аэродрома заключалась в том, что он надеялся, что дадут второе дыхание малой авиации и тогда остающаяся работоспособной ВПП станет вновь востребованной. Так и исполнял он честно и ответственно свои служебные обязанности.

В тот будний день 7 сентября 2010 года с утра Сергей Михайлович Сотников как раз был ещё дома и собирался отводить внучку в школу, когда ему позвонил прежний коллега и сообщил, что над аэродромом Ижмы барражирует перед посадкой пассажирский авиалайнер ТУ-154.

Начальник аэродрома засомневался в его словах, возразив, что это скорее тот же маленький АН-24, который накануне проводил аэрофотосъёмку рядом с райцентром. Но потом позвонили уже с также функционировавшей метеостанции и предупредили, что ТУ-154 идёт на посадку. Сергей Михайлович тут же рванул на машине в сторону аэродрома. И увидел уже там стоящий в буквальном смысле на земле - среди мелколесья - самолёт, который после посадки по направлению "юг-север" выкатился за пределы концевой полосы на 164 метра, из которого по надувным трапам уже велась аварийная высадка пассажиров.

Подумал Сергей Михайлович тогда, что все, слава Богу, живы и здоровы.

Авиапроисшествие завершилось благополучно.

Потом звучали добрые слова в адрес ижемского спасателя Сергея Михайловича Сотникова.

Уже после того, как были отмечены правительственными наградами члены экипажа ТУ-154М (Е.Г. Новосёлов и А.А. Ламанов стали Героями России), награда нашла и главного спасателя.

В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Но ещё перед этим он участвовал 16.12.2010 в "прямой линии" с тогдашним премьером В.В. Путиным - ВВП и поставил перед ним как главой правительства вопрос о ВПП - взлётно-посадочных полосах для малой авиации.

Приведём цитату из того разговора c архива сайта Председателя Правительства РФ В.В. Путина/2008-2012:

QUOTE

С. Сотников: …я рад, что с моей помощью люди остались живы. У меня вопрос. В Республике Коми раньше было очень много местных аэропортов (это малая авиация). Ан-2 летал практически в каждую деревню, и он был доступен всем. Ан-24, Як-40 летали в большие аэропорты и подпитывали транзитом эти большие аэропорты, что немаловажно. Сейчас аэропорты эти местные - кто-то сократился, кто-то ликвидировался, кто-то перешел в статус вертолётной площадки, как у нас. У меня вопрос. Есть ли какая-то перспектива возрождения малой авиации на Севере? Можно возродить это или нет?В. Путин: Сергей Михайлович, во-первых, я хочу выразить просто восхищение тем, как Вы относились к своему долгу. Можно Вас спросить? Вы же понимали, что вроде этот аэропорт не планируется к использованию. Вы зачем поддерживали его в работоспособном состоянии?С. Сотников: Я надеялся, что возродится малая авиация. Все-таки надежда умирает последней.В. Путин: То есть именно исходя из соображения, что нельзя допустить разрушения полосы, поскольку Вы считали, что она будет востребована и потом будет использована?С. Сотников: Да.В. Путин: Хочу Вам сказать, что Вы были правы. Наверняка так и будет.Совершенно очевидно, что сегодня проблемы огромные с малой авиацией. Связано это с авиационным парком и с инфраструктурой, прежде всего, с аэропортной инфраструктурой. Мы создали целую программу только что по развитию малой авиации. Основные элементы программы заключаются в следующем. Во-первых, мы снизили практически до нуля ввозные таможенные пошлины на такую авиационную технику - не в ущерб нашим производителям, поскольку самолеты малой авиации, к сожалению, наши авиапредприятия пока не выпускают. Вот эти "аннушки" уже ушли в прошлое, а новых самолетов пока нет. Надеюсь, что они будут. Но чтобы сегодня обеспечить перевозки, мы, повторяю, сократили до минимума ввозные таможенные пошлины на самолеты, по-моему, до 50 посадочных мест. Приняли решение, что мы возьмем на федеральный уровень и отфинансируем с федерального уровня небольшие аэропорты, которые будут использованы в регионах Российской Федерации, главным образом на Севере и на Дальнем Востоке, для развития местных линий. А субъекты Российской Федерации возьмут на себя субсидирование местных авиакомпаний. Если потребуется, а такая потребность, наверняка, возникнет, мы договорились о том, что мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлётно-посадочных полосах…

END QUOTE

Скоро будет 13 лет, как прозвучали на всю страну в прямом эфире слова тогдашнего премьера ВВП о ВПП. Увы, но представляется, что воз за эти годы почти никуда не сдвинулся и ныне там. Хорошо хоть, что продолжает функционировать в режиме вертолётной площадки аэродром в Ижме, который становится востребованным в самую распутицу: по весне и по осени, когда как сам райцентр, так и некоторые деревни в районе с интересными названиями: Няшабож, Брыкаланск, Кипиево по Печоре оказываются отрезанными от "Большой земли".

Несколько лет назад сам Сергей Михайлович расстался со своим единственным по трудовой книжке местом работы: вышел на пенсию в возрасте 61 года, хотя мог "по северным" ещё в 55 лет это сделать. Аэродромное хозяйство передал молодому сменщику из местных - Каневу Дмитрию Анатольевичу. Дел и на пенсии в северном селе всегда хватает: дрова, огороды, другие хозяйственные заботы. По словам Сергея Михайловича, иногда звонит командир того лайнера Евгений Геннадьевич Новосёлов. Сам он встречался с некоторыми из спасённых в сентябре 2010 года пассажиров на записи популярных ток-шоу в том же году. Возможно, что некоторые из них по-прежнему ходят ежегодно в церковь в день 7 сентября, ставший их "вторым днём рождения", и ставят свечку за своё спасение и за здравие спасателей и спасённых. Жизнь продолжается.

Как известно, есть такое пожелание у пассажиров перед очередным авиарейсом: "Пусть количество взлётов будет равно количеству посадок". Благодаря Сергею Михайловичу Сотникову оно реализовалось 07.09.2010.

Пусть же и впредь количество взлётов и посадок будет одинаковым и пусть каждый на своём рабочем месте ответственно относится к своему служебному долгу и так продолжает "тяпать свою делянку", чтобы разного рода происшествия как можно меньше случались в нашей жизни.

В. Михайлов

сентябрь 2023

Р.S

05.02.2023 Сергею Михайловичу исполнилось 65 лет.

Мы встречались с ним в Ижме некоторое время тому назад в кабинете Игоря Николаевича Истомина – тогдашнего главы сельского поседения Ижма.

Доброе знакомство!

Многая лета, Сергей Михайлович!

Здравия - Вам и Вашим близким и всем тем, кто был тогда на борту и кто стал вашими "крестниками" 13 лет назад!