юбилеи А.Н. Островского/ 200 лет и "Снегурочки"/ 150 лет
Блиц-Экспресс 19
Группа соавторов в составе: В. А. Михайлов из г. Видное и школьники из Горок Ленинских Анастасия, Матвей и Константин вошла в число победителей проводившегося в марте 2023 года конкурса Департамента транспорта Правительства Москвы и Московского метрополитена на лучший сюжет пьесы о Большой Кольцевой Линии / БКЛ.
Наша версия была отмечена именными картами «Тройка» с автографом режиссёра Московского театра Олега Табакова, актёра Машкова Владимира Львовича.
Было вручено четыре карты, три из которых передано родителям школьников-соавторов.
Молодцы юные придумщики!
.
  • Вадим Михайлов
    (Vadim MIKHAYLOV)
    куратор проекта (project's organizer)


200 лет драматургу Александру Николаевичу Островскому и 150 лет окончания написания весенней сказки в четырёх действиях с прологом "Снегурочка"

Порой управленческие решения на высшем уровне в нашей стране принимаются достаточно оперативно. Многие подзабыли, что 28.04.2018 был издан Указ Президента России, согласно которому 2019-й год был объявлен в нашей стране Годом театра. По завершении театрального года уже в конце октября 2020 года в режиме видеоконференции Президент РФ провёл заседание Совета по культуре и искусству.

Состоялся примечательный диалог между Владимиром Владимировичем Путиным и Александром Александровичем Калягиным, худруком Московского театра "Et cetera" и председателем Союза театральных деятелей РФ (Всероссийского театрального общества/ВТО). Приведём выдержки из стенограммы:

Калягин А.А.: "Хочу обратиться … вот с чем: в 2023 году, через два с половиной года, исполняется 200 лет со дня рождения великого русского драматурга, театрального деятеля Александра Николаевича Островского. Без преувеличения я могу сказать, что в стране нет ни одного театра, афишу которого не украшало бы имя А. Н. Островского.

Поэтому я очень прошу издать указ о праздновании 200летия А. Н. Островского, поручить Правительству образовать организационный комитет и подготовить соответствующий план мероприятий.

Я подготовил письменное обращение… Поддержите, пожалуйста…"

Путин В.В.: "… творческое наследие Александра Николаевича Островского, безусловно, относится к предметам гордости, и такие авторы составляют гордость отечественной культуры, литературы.

Поэтому согласен сразу и прошу Администрацию Президента подготовить соответствующий проект указа…"

Примерно через полмесяца, в пятницу 13.11.2020, за № 700 был выпущен Указ Президента РФ "О праздновании 200-летия со дня рождения А.Н. Островского", в котором сформулированы поручения Правительству РФ и рекомендации субъектам РФ обеспечить подготовку и проведение в 2023 году на федеральном и региональном уровнях мероприятий, посвящённых празднованию 200-летнего юбилея великого русского драматурга Александра Николаевича Островского.

В трёхмесячный срок с даты президентского Указа Правительством РФ был назван состав соответствующего оргкомитета и намечены основные мероприятия.

Добавим, что спустя примерно месяц после издания Указа на встрече Президента РФ с министром культуры Ольгой Борисовной Любимовой было сказано следующее: "Впереди Александр Николаевич Островский. Понятно, что у нас есть и Малый академический театр, но есть и огромное количество площадок…"

Словом, процесс пошёл. Ожидаем, что 2023-й год действительно станет в нашей стране Годом Островского, 200-летний юбилей которого выпадает на 12.04.2023/ср.

Отметим также, что согласно сайту kremlin.ru в графике действующего Президента РФ имели место мероприятия, связанные с именем Александра Николаевича Островского.

В 2004 г. В.В. Путин присутствовал в качестве зрителя на просмотре пьес драматурга "Последняя жертва"/МХАТ им. А. Чехова и "Гроза"/ театр "Современник".

Годом спустя в рамках поездки в Кострому Президент побывал в Костромском государственном театре им. А.Н. Островского.

В 2017 году он посетил Государственный академический Малый театр России, проследовав на входе мимо открытого ещё в 1929 году памятника великому драматургу, вследствие чего этот театр неофициально называют "Домом Островского".

Поясню, что в силу обстоятельств мне в конце 2018 года довелось провести некоторое время в Островском муниципальном районе Костромской области (переименование в память об А. Н. Островском произошло в 1948 году - в 125-ю годовщину со дня рождения классика) и в райцентре - селе Островское, которое получило своё новое название в 1956 году - в 70-ю годовщину смерти драматурга, умершего 14.06.1886 и похороненного в своём имении ЩелЫково (местные говорят с ударением на втором слоге), расположенном на территории района примерно в 120 км от областного центра Костромы и в 20 км от находящегося на противоположном берегу Волги и относящегося к Ивановской области города Кинешмы

Когда драматург приезжал начиная с весны 1848 года - в 25-летнем возрасте из Москвы в усадьбу, то от Кинешмы на левый берег Волги он переправлялся на лодке - сегодня имеется мост.

Тогда мне довелось узнать некоторые подробности о сегодняшнем музее-заповеднике "Щелыково". Оказывается, что накануне 50-й годовщины со дня смерти А.Н. Островского за мемориальное место в Щелыкове вступились актёры Малого театра из Москвы. Благодаря их ходатайствам, усадьбу отдали под мемориальный музей писателя, и первая экспозиция, располагавшаяся всего в трех комнатах, была открыта для посетителей в 1936 году.

С 1973 года (150-летний юбилей драматурга) в Щелыкове в дополнение к мемориальному действует литературно-театральный музей, которые вместе образуют большой музей-заповедник.

Не будем забывать, что здесь великолепная природа, которая вдохновляла драматурга в его творчестве и о которой сам А.Н. Островский писал: "Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии".

Добавим, что после смерти классика имение Щелыково стало местом отдыха актёров московского Малого театра.

С 1928 года "Старый дом" Островского стал официально считаться домом отдыха при театре.

В 1970 году в Щелыкове был основан Дом творчества ВТО.

Три жилых корпуса названы в честь героев задуманной им здесь пьесы "Снегурочка" - "Снегурочка", "Берендей", "Мизгирь".

В настоящее время в Щелыкове действуют санаторий, детский оздоровительный лагерь, местное театральное общество. А ещё местные жители рассказали мне тогда, что сюда в свой дачный дом любил приезжать Олег Павлович Табаков.

Теперь уже, наверное, последует суть того предложения, которое вызрело спустя после моего пребывания по делам вблизи Щелыкова в Островском районе Костромской области.

Судьба распорядилась так, что именно в день своего 50-летия - 31.03/ по старому стилю 12.04/ по новому 1873 года драматург завершил работу над своей пьесой-сказкой в четырёх действиях с прологом "Снегурочка". Поскольку это произведение автора значительно выделялось от ранее написанных пьес, то новаторский характер "весенней сказки" привел к непониманию многих современников.

Драматурга Островского знали как реалиста и сатирика, и пьеса воспринималась как нарушающая закономерности его творчества. Пьесу называли "бессодержательной" и "фантастической".

Николай Алексеевич Некрасов уклонялся от публикации пьесы в "Отечественных записках", хотя ставший классиком А.Н. Островский там постоянно публиковался.

Поэтому она была напечатана в сентябрьском (1873) номере журнала "Вестник Европы" (редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич).

Премьера пьесы состоялась 30.04 (11.05 - по новому стилю) 1873 года в Москве.

Композитор Пётр Ильич Чайковский написал к "Снегурочке" музыку.

Спустя несколько лет композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал одноимённую оперу "Снегурочку" в 4 действиях, 7 картинах с прологом, на собственное либретто.

Премьера оперы состоялась 29.01 (10.02 - по новому стилю) 1882 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Отношение к творческому соревнованию между двумя нашими выдающимися композиторами: П.И. Чайковским и Н.А. Римским-Корсаковым со стороны автора пьесы "Снегурочка" А.Н. Островского оказалось противоречивым.

С одной стороны, сам драматург писал: "Музыка к моей "Снегурочке" (Н.А. Римского-Корсакова) удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки".

С другой стороны, композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, которому в год премьеры оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" было чуть более 22 лет, писал в своих воспоминаниях: "С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к "Снегурочке", которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться "Снегурочкой" Римского-Корсакова. Несомненно, что искренняя музыка Чайковского была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику…"

Ещё до нынешнего юбилея было внесено предложение о том, чтобы в рамках Года драматурга А. Н. Островского также было отпраздновано в качестве отдельного блока 150-летие написания и премьеры пьесы-сказки "Снегурочка", скажем, под рабочим названием "Бенефис Снегурочки",

Памятные литературно-театрально-музыкальные мероприятия пройдут в Щелыкове, Костроме, Москве (Замоскворечье и Малый театр) и Санкт-Петербурге (Мариинский театр) и по всей стране.

Хочется апеллировать к публике:

Перечитывайте и пересматривайте пьесы А.Н. Островского!

Ходите сами и водите подрастающее поколение на пьесу "Снегурочка" и оперу "Снегурочка"!

Приезжайте

- в Щелыковскую (по выражению драматурга) Швейцарию

- на костромскую землю,

- где похоронен Александр Николаевич Островский и

- где растаяла Снегурочка из сказки…

В. Михайлов

апрель 2023 года

Как хотела меня мать
Да за первого отдать!
А тот первый - ох, и не верный,
Ой не отдай меня, мать!

Как хотела меня мать
Да за дрУгого отдать!
А тот дрУгой - ходит по подругам,
Ой не отдай меня, мать!

Как хотела меня мать
Да за третьего отдать!
А тот третий - что во поле ветер,
Ой не отдай меня, мать!

Как хотела меня мать
За четвёртого отдать!
А четвёртый - ни живой, ни мёртвый.
Ой не отдай меня, мать!

Как хотела меня мать
Да за пятого отдать!
А тот пятый – игроман треклятый,
Ой не отдай меня, мать!
Как хотела меня мать
Да за шЁстого отдать!
А тот шЁстый - мал, да недорослый,
Ой не отдай меня, мать!

Как хотела меня мать
Да за сЁмого отдать!
А тот сЁмый - пригожий да весёлый,
Отдавай же скорей меня, мать!

"СНЕГУРОЧКА-2"

Сказка-ремейк (в продолжение написанной русским драматургом Александром Николаевичем Островским (12.04.1823-14.06.1886) в 1873 году пьесы-сказки "Снегурочка"

Идея: Вадим Александрович Михайлов

Авторы: культуролог В. А. Михайлов из города Видное и школьники: Анастасия Михайловна, Константин и Матвей Михайловичи из Горок Ленинских

Премьера: дата и время (по согласованию)

Место: БКЛ в спецвагоне(по согласованию)

Действующие лица (предварительно: по состоянию на 09.04.2022)

Сказочник/ рассказчик: ВМ

Дед Мороз/ ДМ: открытая позиция

Снегурочка/ Снегурочка: открытая позиция

13 двоюродных братьев:

Участницы спевки:

Действие происходит после 01.03.2023 в Москве на БКЛ
На сцене постоянно находятся ВМ (сбоку), ДМ и Снегурочка

Сюжетная линия:

Действие происходит на новой ветке Московского метрополитена: Большой Кольцевой Линии/ БКЛ, в невидимом для всех пассажиров последнем вагоне, в котором едут ДМ и Снегурочка.

До начала БКЛ был запущен пробный прогон

Поезд имел остановки по 13 станциям, на которых в незримый вагон заходили по одному из 13 братьев, в нике которых второй частью присутствовало слово "-Морозкин". Они при проходе через турникет получали волшебные очки и могли видеть незримый вагон в конце состава и входить в него на один прогон до следующей остановки.
ДМ устроил кастинг кандидатов на соискание руки Снегурочки.

Всем братьям ДМ задавал один вопрос: "Коррелирует ли выбор станции, где садились каждый брат, с первой частью фамилии каждого?". А Снегурочка по ответу делала выбор.

Последовательность станций, кто из братьев входил и объяснение

1/ ЦСКА - ЛедоМорозкин - там спортивный комплекс ЦСКА и нужно постоянно намораживать лёд, чем он и будет заниматься.

2/ Марьина Роща - ПодМорозкин - там, согласно названию, были плантации, а он хочет стать биологом, чтобы растения не подмораживались. Другое название: Княжья роща (Княжья слобода)

3/ Электрозаводская - ПоловиноМорозкин - в электрической схеме есть противоположные полюса: "+" и "-", поэтому он и хочет быть одним из полюсов.

4/ Лефортово - МафияМорозкин - там во времена Петра Великого жил выходец из Швейцарии Лефорт и в те времена простые люди не рисковали ходить по тем местам.

5/ Авиамоторная - МяуМорозкин - хочет стать авиатором, и у него будет позывной "мяу".

6/ Зюзино - НедоМорозкин - самый скромный из братьев, про которого все говорят, что он "Зюзя".

7/ Новаторская - СнегоМорозкин - будущий изобретатель хочет "скрестить" морозильник и холодильник в одной общей камере.

8/ Мичуринский Проспект - ПроМорозкин - хочет как Иван Владимирович Мичурин выводить новые сорта растений.

9/ Мневники - ГавМорозкин - в этой части Москвы много собак.

10/ Народное Ополчение - ЗаМорозкин - здесь много военнослужащих.

11/ Деловой Центр - ПереМорозкин - хочет быть бизнесменом.

12/ Шелепиха - ЭкоМорозкин - там экология хорошая.

12 кандидатов получили отказ от Снегурочки. Только 13-й брат, который вошёл в вагон на станции Хорошевская, с ником ПростоМорозкин, покорил сердце красавицы, уточнив, что он просто хороший!

Свадьбу сыграли тоже на станции Хорошевская. Я там не был, мёд и пиво не пил, по усам не текло и в рот не попало.

Через 9 месяцев родился малыш, которому дали имя "Снегурёнок".

Впервые на роду Снегурочкиных прекратилось проклятие, что Снегурочки по весне тают.

Со Снегурёнка началась новая биография.

А братья, ставшие в одночасье дядьками, приходили нянчиться с племянником. И жили они дружно и весело!

Коммуникация разворачивается между Снегурочкой и поочерёдно отдельным братом.

ДМ командует после каждого отказа: "Поезд отправляется! Просьба освободить вагон"

Дети могут привносить в авторскую версию свои собственные фантазии!

Так БКЛ вошла в историю!

Возрастной диапазон: 16+

В самом начале звучит песня-запевка на мотив песни "Как хотела меня мать"

В конце звучит другая песня на ту же тему "Ах, мамочка!" из фильма "Русское поле"/ 1971
Говорила мама мне про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я, я ее не слушала...
Ах, мама, мама, как же ты была права!

Ах мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
Ах, зачем я в полюшке
Повстречала Колюшку?
Ах, мамочка, зачем?

Шила платье белое и завивку делала,
От любви кружилась голова.
Но подружка Зиночка перешла тропиночку..
Ах, мама, мама, как же ты была права!

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
Ах, зачем на просеке
Улыбнулась Костеньке?
Ах, мамочка, зачем?

Плыли ночи с ливнями,
Были ночи длинные,
А потом западала листва.
И осенним вечером
Городскую встретил он...
Ах, мама, мама, как же ты была права!

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
Ах, зачем с Сереженькой
Села под березонькой?
Ах, мамочка, зачем?

Бусы в магазине я покупала синие
И платок зеленый, как трава,
Ставила в печь шанежки и топила банюшку.
Ах, мама, мама, как же ты была права!

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
Ах, зачем под яблонькой
Целовалась с Яшенькой?
Ах, мамочка, зачем?

Говорила мама мне про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я, я ее не слушала...
Ах, мама, мама, как же ты была права!

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем.
С Толенькой и Витенькой,
С Боренькой и Митенькой...
Ах, зачем, зачем, зачем, зачем