Егор Александрович Исаев
Федеральный волонтёрский историко-актуальный проект "Аграрники Отечества - Соль Земли"
("АОСЗ") или "АгроОбоз-2"
к событиям 30-летней и иной давности
К 97-й годовщине со дня рождения поэта, фронтовика, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии
Егора Александровича Исаева
02.05.1926-08.07.2013
Поэт с крестьянским корнями с реки Битюг


02.05.2023 исполнилось бы 97 лет поэту, участнику Великой Отечественной войны, лауреату Ленинской премии, Герою Социалистического Труда Егору Александровичу Исаеву. Его не стало почти 10 лет назад - летом 2013 года.

Егор Александрович прожил долгую и мощную творческую жизнь, похоронен на Переделкинском кладбище (ныне в Новой Москве). А корни поэта связаны с Центральным Черноземьем - с глубинным селом Коршево на реке Битюг в нынешнем Бобровском районе Воронежской области.

Несколько лет назад мне по делам довелось побывать в расположенном неподалёку селе Хреновом этого же района. Жалею, что не получилось завернуть на родину поэта-фронтовика.

Зато с большой благодарностью вспоминаю эпизоды из своей жизни в 1990-е годы, когда у меня, сидящего в зале на н проводимых в Москве по линии Аграрной партии публичных мероприятиях, была возможность внимать выступлениям с трибуны Егора Александровича Исаева. Сейчас мне становится понятным, почему весь зал становился завороженным от речей оратора. Как-то неожиданно в его трибунную речь в прозе начинали вкрапливаться пафосные строчки его уникальных стихов, и тогда смысл обсуждаемого приобретал совершенно новое звучание. Становилось ясно, как же прав выступающий в своих рассуждениях на злободневные темы тогдашней жизни. Спасибо за такой памятный ракурс!

Не претендуя на всеохватность, попробуем пройтись небольшими стежками по жизни и стихам этого необычного человека. Когда 97 лет назад на Воронежской земле в крестьянской семье (отец Александр Андреевич был учителем в начальной школе, мать Фёкла Ефимовна работала в колхозе) родился мальчик, то при рождении ему дали звучное имя Георгий.

Уже потом сам носитель этого имени решил взять себе творческий псевдоним Егор. Были к тому, наверное, свои подвижки у него, о которых можно только догадываться.

После начала Великой Отечественной войны вместе с гражданскими взрослыми и молодёжью 15-летний школьник Исаев рыл окопы и противотанковые рвы под Смоленском. В Красную Армию был призван в 17-летнем возрасте осенью 1943 года. Первоначально служил в пограничных войсках на Кавказе, заступал в наряды по охране государственной границы СССР с Турцией. Затем были травмы и лечение в госпитале.

В январе 1945 года боец Исаев в полные 18 лет был направлен в действующую армию. Он увидел после 17.01.1945 освобождённую Варшаву, всю лежащую в дымящихся развалинах и позднее скажет об этом городе в одном из своих произведений.

В связи с упоминанием столицы Польши уже в сегодняшнем контексте на ум почему-то приходят строчки из современной незатейливой песни под очень звучным названием "Невезение" в исполнении молодого украинского певца Вадима Олейника. Певец от имени новобранца, призванного пехотинцем в последние месяцы войны на фронт, с сожалением повествует о том, что он не видел море, не ходил с моряками в плаванье, что он не видел горы, не видал лавины и пропасти. Молодой неоперившийся солдатик считает это невезением, поскольку на его родной местности имеются лишь пригорочки с перелесками. А ещё он, всю прежнюю жизнь проживший в сельской глубинке, до призыва не видел городов, а увидел их только сейчас с поезда, когда направлялся к фронту проездом.

Приведу заключительные строчки этой песни:

"И вот эту песенку малую

Уже не спою, я больше не спою,

Потому что вчера под Варшавою

Я погиб в бою…".

И невезением он считает не свою гибель в бою, когда его вместе в другими сразу с поезда бросили в бой, а то, что он не видел море, не весеннее, не осеннее… Таков вывод погибшего солдата Красной Армии.

Бойцу Георгию Исаеву в этом отношении повезло. После Варшавы он участвует в Берлинской наступательной операции, в боях под городом Котбус, расположенном к юго-востоку от Берлина, в освобождении Праги, где и закончил Великую Отечественную войну через неделю после того, как ему исполнилось 19 лет.

Уже после майских залпов победного 1945 года младший сержант Георгий Исаев в течение пяти лет служил в составе Центральной группы войск в Чехословакии и Австрии. В этот период в дивизионной газете "На разгром врага" впервые были напечатаны его стихи и заметки. Позднее его по приказу Политуправления перевели в газету "За честь Родины".

Наверное, можно сказать, что везло Георгию (Егору) Александровичу Исаеву на учителей, которые незаметно вели его по жизни. В той фронтовой газете, где он работал, редактором был Михаил Николаевич Алексеев - автор будущих романов "Ивушка неплакучая" и "Вишневый омут", главный редактор журнала "Москва", про которого говорили: "божественно деревенский человек". Гвардии майор Алексеев писал роман "Солдаты", гвардии младший сержант Исаев - стихи, которые публиковали не только фронтовая газета, но и московский журнал "Смена".

В 1950 году Георгия Александровича Исаева демобилизовали. Приказом министра ВС СССР была предусмотрена досрочная демобилизация солдат и сержантов, имеющих среднее образование, чтобы фронтовики успели поступить в вузы. Исаев собирался поступать в Литературный институт, но не успел. Тогдашний заведующий кафедрой творчества В. Смирнов сказал, что экзаменационная комиссия уже распущена, и ради одного уволившегося в запас военнослужащего собирать её заново он не станет, посоветовал приехать через год. В самом скверном расположении духа Исаев пошёл куда глаза глядят. В институтском дворе наткнулся на офицера с орденскими планками. "В чём дело, младший сержант?" - "Опоздал". - "Что за глупости, пойдём".

Повел назад к В. Смирнову, объяснил: "Это не он опоздал, это армия опоздала". Смирнов поворчал, но принял без экзаменов.

Того офицера звали Юрий Васильевич Бондарев, писатель-фронтовик. Как окажется, будущий почётный гражданин города Волгограда проживёт 96 лет, напишет романы "Батальоны просят огня" и "Горячий снег", публично откажется в 1994 году принять орден Дружбы народов, которым был награждён Указом Президента РФ по случаю своего 70-летия, уйдёт из жизни весной 2020 года. Таковы творческие люди, прошедшие войну и вернувшиеся с войны!

Такую же фактическую поддержку поэт-фронтовик Исаев, ставший позднее заведующим отделом поэзии в издательстве "Советский писатель", оказывал молодым начинающим поэтам.

Одна его заслуга перед русской литературой уже бесспорна: Николай Михайлович Рубцов. Сейчас об этом не принято говорить, но большой русский поэт Николай Рубцов без Егора Исаева мог и не состояться. Именно Е. А. Исаев выпустил обе московские книги Рубцова - сборники стихов "Звезда полей" и "Сосен шум", с которых началась его всесоюзная слава.

В одном из интервью Егор Александрович рассказывал: "От Рубцова веяло странным бахвальством, он всё время что-нибудь устраивал, и его за это каждый раз наказывали. Известна знаменитая история, когда он, студент-очник Литинститута в начале 1960-х годов, поснимал со стен в учебной аудитории портреты классиков - Лермонтова, Пушкина, Некрасова - утащил их к себе в общежитие и стал с ними выпивать. Тогда его хотели исключить из института. Поскольку я вёл тогда в Литинституте свой семинар, то на общеинститутском собрании сказал: "Прекрасно, исключаем так исключаем. Давайте еще заодно откуда-нибудь исключим Есенина, он тоже был большой балагур". Все посмеялись, но Рубцова не исключили, только на заочное перевели". Словом, талантам надо помогать!

Немного о творческом наследии самого Егора Александровича Исаева. В первую очередь известна его дилогия "Суд памяти" (1956-1962) и "Даль памяти" (1965-1967), имеющая ярко выраженную антимилитаристскую направленность.

О первой поэме один из рецензентов писал так: "В ней были поставлены вопросы, касающиеся миллионов жителей планеты. Поставлены остро, глубоко, непримиримо. В поэме два действующих лица, два прошедших Вторую мировую войну немецких солдата: Курт и Хорст. И они выражают два разных понятия о войне и мире, противоположных понятия. Первый Курт - без ног. Он никогда не забудет, как это было:

"Лечу, а ноги без меняЕщё бегут в атаку…"

И сквозь эти осязаемые до физической боли чувства он напоминает вернувшемуся невредимым с фронта соседу Хорсту:

"Запомни, Хорст, как дважды два:

Огонь, он возвращается…"

И с этими словами согласуются другие строчки, звучащие из уст уже нашего соотечественника в стихотворении "Перечитывая "Тёркина":

"Так скажу вам, судари,Сердцем, с-под руки:Мы ребята с придурью,Но… не дураки.Для добра открытые,На поклон - поклоном,Но… спросите ГитлераИ Наполеона".

Как продолжение антивоенной темы выделяется датированная 1987 годом поэма "Двадцать пятый час". Необычен сам подход автора к развитию сюжета данного произведения.

Как будто сошедший с пьедестала в берлинском Трептов-парке советский Воин-освободитель (работы скульптора Евгения Викторовича Вучетича) в течение придуманного двадцать пятого часа перемещается в западном направлении и за считанные минуты преодолевает пространства сначала Западной Европы, где ведёт незримый диалог с теми из наших союзников во Второй мировой войне, кто со времён войны лежит в земле сырой, а затем преодолевает водную гладь Атлантики и здесь в Овальном кабинете Белого дома в столице США вступает в разговор с его хозяином.

Наш солдат пытается сделать соответствующее предупреждение Президенту США (действующим в 1981-1989 гг. Президентом США был Рональд Рейган, назвавший в своё время нашу страну - СССР - "империей зла"):

"Представьте: землю рвёт фугас

Не чью-то там, а вашу, здесь,

И кровь течёт фронтально, взресь (вровень с краями - прим. ред),

Не где-то там, не где-то там,

А тут, по вашим же цветам,

Течёт и вдоль, и поперёк…

Представьте: Хьюстон и Нью-Йорк

Лежат в руинах, как тогда

Лежали наши города,

Не два - а сотни городов…

Представьте миллионы вдов,

Как муж, как детям их - отец…

И перестаньте ж наконец

Перед лицом моей страны

Махать во имя сатаны

Ракетно-ядерным крестом…

Я не один прошу о том,

То - просьба всех корней и губ:

Квадрат огня, теперь он - куб,

Теперь он больше, чем сама

Земля. И больше, чем с ума

Сойти - сойти за ту черту,

Где бездна ловит пустоту,

Где шар земной - как не земной,

Не шар - а череп под луной,

Как с плеч, летит сквозь чёрный ад.

То - просьба ваших же солдат,

Тех, что в Европе полегли

От родины своей вдали.

Внемлите им как президент.

А сон ли это или нет? -

Судите сами. Мне пора".

И сегодня спустя 36 лет после публикации эти строчки в современном контексте остаются актуальными…

Завершить это повествование хотелось бы словами, которые, как мне кажется, отражали жизненное кредо Егора Александровича Исаева как поэта и человека:

"Как человек, я не свалился с полюса.

Имею право собственного голоса,

Имею право собственного шёпота,

Сдаюсь мечте и поклоняюсь опыту…

А если что - иду с копьём на змея.

Я - гражданин. Я с детства честь имею"

Живёт и здравствует внук поэта Егора Исаева - также Егор Исаев.

Значит, фамилия и род продолжаются.

Светлая память!

В. Михайлов

май 2023

Р.S

Название реки Битюг/ приток Дона, на берегу которого стоит родное село Е.А. Исаева - Коршево, этимологически восходит к тюркскому слову "бедюк", что означает "большой, великий".

И, действительно, получился из Георгия-Егора Исаева Поэт с Большой Буквы!

30.04.2023/вск

В заключительный день второго месяца весны - в памятную дату/ 75-летие со дня кончины академика Д. Н. Прянишникова путешествующий волонтёр В. А. Михайлов совершил экспресс-тур по местам в Москве, связанным с именем выдающегося учёного-агрохимика.
Сначала ВМ направился на территорию Тимирязевки, где на улице, носящей имя Д. Н. Прянишникова (раньше называлась ул. Нижняя Дорога)
находится памятник Дмитрию Николаевичу Прянишникову.
Также ВМ побывал у дома 31 по ул. Прянишникова, в котором работал академик и где сейчас установлена мемориальная доска.
Рядом со старинным трёхэтажным зданием из красного кирпича стоит современное здание по ул. Прянишникова, 31А, где располагается ВНИИ агрохимии им. Д. Н. Прянишникова.
Затем ВМ совершил марш-бросок от ст. метро Петровско-Разумовская до станции метро Улица 1905 года и оттуда по Большой Декабрьской улице дошел до входа на Ваганьковское кладбище.
Здесь на 15-м участке (4-й ряд могил от забора, выходящего на улицу) покоится в семейном захоронении Прянишниковых-Федоровских прах академика Д. Н. Прянишникова, ушедшего из жизни ровно 75 лет назад - 30.04.1948.
По стечению обстоятельств путь к захоронению Вадиму Александровичу от т.н. Шехтелевской дорожки показала Алла Дмитриевна - родная правнучка Димитрия (так написано на памятнике) Николаевича Прянишникова, которая как раз в день памяти своего прадеда пришла на его могилу и могилы других своих родственников.
Алла Дмитриевна - дочь Дмитрия Николаевича / внук академика (1924-1992), который был сыном Николая Дмитриевича / сын академика (1898 -1946, погиб в ДТП), которая возложила цветы и немного привела в порядок могилы: обтерла принесённой тряпочкой надгробные памятники.
В живом разговоре Алла Дмитриевна дала некоторые пояснения по своей родословной по отцовской и материнской линиям.
Она также обратила внимание ВМ на надгробный памятник на могиле прабабушки - Марии Александровны/ 19.06.1866 - 14.06.1961, которая прожила без малого почти век и пережила своего мужа Дмитрия Николаевича Прянишникова на 13 лет, и на первую по времени могилу в данном семейном захоронении - младшего брата академика - Валентина Николаевича/ 1867-1911.
Также выделяются в семейном захоронении могилы старшей дочери академика - Валентины Дмитриевны, 1890 г.р. (в замужестве - Федоровская) и младшей дочери академика - Зои Дмитриевны, 1904 г.р.
Также Алла Дмитриевна поделилась тем, что её дед по материнской линии Тихон Александрович Рунов был агрономом и по сути сподвижником академика Дмитрия Николаевича Прянишникова, благодаря чему и пересеклись линии двух семейств.
Вадим Александрович поблагодарил Аллу Дмитриевну за содействие в отыскании могилы академика Д. Н. Прянишникова и за пояснения по своей родословной.
Спасибо!