Нынче речь пойдёт об особой стороне сельской жизни, я бы сказал, о художественной, о творческой, о поэтической.
Не хлебом единым жила и живёт деревня в нашем Отечестве.
Помимо практической составляющей присутствовала всегда в её жизни и лирическая, душевная сторона.
Например, няня ставшего "нашим всем" Александра Сергеевича Пушкина - Арина (имя при рождении - Ирина, Иринья) родилась 21.04.1758 (скоро грядёт 265-летие со дня рождения) в семье крепостных крестьян в селе Суйда тогдашнего Копорского уезда (ныне - Гатчинского района Ленинградской области) - через 55 лет после основания Санкт-Петербурга в 1703 г. (отстоит от Суйды в нескольких десятках километров).
На её долю выпало донести до будущего гения русской поэзии всю прелесть русского устного народного творчества. Результат известен!
Это текст посвящается памяти другой русской бабушки - Марии (в метрике - Марьи) Дмитриевны Кабалиной (девичья фамилия), которую её современники знали по фамилии мужа как Кривополенову.
Родилась Марья 31.03.1843 (спустя 85 лет после Пушкинской няни) на Севере - в деревне Усть-Ежуга на берегу самого большого правого притока Северной Двины - реки Пинеги (расстояние до Архангельска - около 300 км).
Правда, пестовать будущего поэта (северянам и поэта М. В. Ломоносова достаточно!) ей не довелось, но она вошла в историю нашего Отечества как русская сказительница, песенница, сказочница, сумевшая через свою память и голос передать новым поколениям устные старины прежних веков.
Вот это, наверное, и есть истинный культуролог и, в каком-то смысле, подлинный культуртрегер/ носитель культуры! Хотя и о словах таких Мария Дмитриевна Кривополенова даже не ведала!
Немного о её жизненном и творческом пути.
Марья Дмитриевна Кривополенова родилась в Пинежском уезде Архангельской губернии 180 лет назад в семье государственного крестьянина Дмитрия Никифоровича Кабалина и его жены Агафьи Тимофеевны (в девичестве Чупаковой).
Репертуар былин и сказов как целый пласт народной культуры М. Д. Кривополенова почерпнула в детстве от своего деда по отцу, сказителя Никифора Никитича Кабалина.
В 1867 г. Мария Дмитриевна вышла замуж за крестьянина Ивана Тихоновича Кривополенова и переехала в его дом, в деревню Шотогорку Пинежского уезда. Дети рождались и умирали, осталась одна дочь Афанасия.
Муж 6 лет отсидел в арестантской роте за воровство. Семья жила крайне бедно. Приходилось Марье на лошади ездить по деревням, чтобы собирать "кусочки": она пела песни, сказывала скоморошины, помогала по хозяйству. Порой просто собирала милостыню - согласно русской присказке - не зарекалась от сумы.
В 1897 г. Махоня или Махонька (прозвище, полученное за малый рост) выдала дочь Афанасию замуж за Кирилла Ивановича Соболева из деревни Кусогора. После рождения трёх детей (Ефрем, Вася и Степанида) Афанасия заболела, и Марья приехала помогать с внучатами.
Получила всероссийскую известность Мария Дмитриевна Кривополенова благодаря фольклористу Александру Дмитриевичу Григорьеву/ 1874-1940, который в 1900 г. записал, а в 1904 г. опубликовал ее былины в издании "Архангельские былины и исторические песни", М., 1904. Т. 1. (см. выдержку о М.Д. Кривополеновой в приложении "Шотогорка_Кривополенова")
Среди них - уникальная скоморошина "Вавило и скоморохи", известная в единственном варианте (см. текст в приложении).
Старины Марьи выделяются среди других пинежских старин длиной: одна из них достигает 309 стихов. По знанию старин по памяти Марья является первой, согласно заключению А.Д. Григорьева, среди опрошенных по р. Пинеге.
Знакомство в 1915 г. с собирательницей фольклора и актрисой Ольгой Эрастовой Озаровской/ 1873-1933 сыграло большую роль в судьбе М. Д. Кривополеновой. А произошло это при таких обстоятельствах:
В 1915 году известная в то время фольклористка и артистка
О. Э. Озаровская выезжает в Архангельскую губернию для сбора нового материала для выступлений, и, по воспоминаниям её сына, Василько, которого она взяла с собой, останавливается в деревне Великий Двор у своей подруги Прасковьи Олькиной.
Утром женщины отправились по делам, Василько же задержался в избе. На выходе он столкнулся с нищенкой, просящей милостыню. Пожалев её, он догнал мать и попросил у неё денег, чтобы подать старушке.
Мать денег дала, старушка же, решив отблагодарить дарителей, спела им несколько былин, потрясших О.Э. Озаровскую. Так начался путь к известности Марии Дмитриевны Кривополеновой в России.
Впоследствии её талант был оценён по достоинству (Диплом и Малая серебряная медаль от Русского Императорского Географического общества за полезные труды).
Поездки М. Д. Кривополеновой в 1915-1921 гг. с выступлениями в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России и Украины положили начало традициям народного исполнительского искусства на эстраде. Она покоряла своих слушателей природным артистизмом, сильным музыкальным голосом, необычайной чуткостью к слову.
А вот интересная цитата из документально-художественной повести современного автора Олега Игоревича Ларина "Очарованная странница"/ 2009:
"- Бабушка, поедешь со мной в Москву? На корову заработаешь...
- Поеду! Купить корову, конечно же, хорошо, а Москву увидеть ещё лучше!
- Куда ты, бабка? Ведь помрёшь!
- А невелико у бабушки и костьё, найдется-ле где место его закопать! Поехали!"
Вот другая цитата из иллюстрированного журнала "Искра" от 11.10.1915 (Первая мировая война идёт уже второй год):
"Вернувшаяся из поездки по Северу О. Э. Озаровская привезла с собою в Москву сказательницу былин, старушку М. Д. Кривополенову.
26.09.1915 в переполненном публикой Большом зале Политехнического музея М. Д. Кривополенова пела старинные былины -
скоморошины, заученные ею с голоса ещё от своего столетнего деда, и покорила москвичей.
Перед успехом маленькой сухенькой старушки (было ей уже за 70) в расписных валенках и пёстром платочке померк успех даже О. Э. Озаровской, удачно с подлинным юмором передавшей несколько былей и сказок, записанных со слов северных сказочников."
После Великой Октябрьской революции решением Совнаркома РСФСР М. Д. Кривополеновой была назначена академическая пенсия как виднейшему деятелю русской культуры. По приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского/ 1875-1933 она приезжает в Москву, где в Московской консерватории проходит её выступление.
Нарком просвещения награждает северную сказительницу почётным эпитетом "государственная бабушка". В благодарность за приём, Мария Дмитриевна связала Анатолию Васильевичу Луначарскому рукавички.
После своего триумфального выступления, несмотря на настойчивые уговоры остаться в Москве и продолжить свои выступления, Мария Дмитриевна Кривополенова отказывается от предложения и снова возвращается на родину, в Пинежский уезд, к привычной жизни. К сожалению, из-за бюрократических проволочек она не успела получить ни одной выплаты по своей академической пенсии.
Скончалась в д. Веегора Пинежского уезда 02.02.1924, когда ей было полных 80 лет.
Вот как описаны последние часы её жизни северным писателем Борисом Викторовичем Шергиным:
"Однажды отправилась она в дальнюю деревню. Возвращалась оттуда ночью. Снежные вихри сбивали с ног. Кто-то привел старуху на постоялый двор. Изба битком набита заезжим народом. Сказительницу узнали. Опростали местечко на лавке.
Сидя на лавке, прямая, спокойная, Кривополенова сказала: " Дайте свечку. Сейчас запоет петух, и я отойду."
Сжимая в руках горящую свечку, Марья Дмитриевна сказала: " Прости меня, вся земля русская…"
В сенях громко прокричал петух. Сказительница былин закрыла глаза навеки.
Русский Север - это был последний дом, последнее жилище былины.
С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере.
И закат этот был великолепен".
(О Шергине Б. В. см. по ссылке:
https://msk.kprf.ru/2021/10/30/171156/).
Похоронена М. Д. Кривополенова в селе Чакола сегодняшнего Пинежского района Архангельской области.
В 2019 г. в Чаколе был открыт дом-музей М.Д. Кривополеновой, который называется "Марьин дом" (некоторые из материалов сайта этого дома-музея были использованы при написании данного текста). Он расположен в здании прежней библиотеки, которой ещё в 1993 г. было присвоено имя северной сказительницы. Также в находящемся в с. Пинега краеведческом музее представлена уникальных экспонатов, посвящённых Марии Дмитриевны Кривополеновой.
Может, вопреки мнению Б. В. Шергина, не случился всё же почти 100 лет назад - в 1924 г. - закат былины на Севере.
Кто знает!
Не хлебом единым жив человек!
В. Михайлов
(по состоянию на 29.03.2023)
P.S
В период с 31.03.2023/пт до начала июля в Архангельске будет открыта выставка к 180-летию М.Д. Кривополеновой.
По возможности - при приездах по другим проектам на родной Север - постараюсь её посетить.
Что и заинтересовавшимся не премину посоветовать.
А там язык и до Чаколы доведёт!
P.S.S
Голос северной сказительницы с фонограммы (зачины к четырём старинам) и две старины современных исполнительниц - см. в сети ВК по ссылке:
https://vk.com/audios-174019028)/ скопировать ссылку и вставить в положении, когда зарегистрированный пользователь уже вошёл в сеть