путевые заметки

Ошта

Карина День 5
Мы в Оште, в селе Вытегорского района. Это старинное поселение. Создание Ошты датируется 1496 годом, а первые поселения относят к 419 году. Слово "Ошта" переводитс, как "медвежий угол, край". Петр I, Александр III ездили сюда охотиться, это подтверждают архивные данные.
Село было очень богатое. Основные промыслы: охота, рыбалка, заготовка ягод и грибов, гончарное дело. В Оште был когда-то кирпичныйзавод. Он разрушен во время войны. Залежи глины остались, те, кто строит печи, проезжают сюда за глиной.
В Оште проживают целые династии вепсов: Марковы, Мартыновы, Ильины... За много лет семьи переплелись и теперь говорят, что вся Ошта - родственники.

Наше знакомство начинается в доме культуры. Около него - липовая аллея, заложенная купцом Курчатовым. Он занимался торговлей, гончарным делом. Во время войны Ошта была полностью разрушена, разрушен и дом купца.
В селе было два храма. Каменный - Богоявленский, там проходили летние службы. Храм был очень богатый, территория большая, красивая. И неподалёку находилась небольшая деревянная церковь Николая Угодника. В ней проходили службы зимой.

Людей, которые работали в церкви, хоронили на территории храма. Сейчас на месте церковного кладбища построен дом культуры.

До 1948 года на месте Ошты были только развалины церкви. До войны было 30 деревень, осталась одна. Люди, эвакуированные отсюда в начале войны и мало-мальски обжившиеся на новом месте, добровольно возвращаться не хотели. Но правительство приняло решение восстанавливать Ошту. С 1954 года вепсов насильственно переселяли сюда.
Церковные стены разбирали во время субботников. Кирпич использовали для строительства. Так, стена в туалете дома культуры была выложена именно из церковного кирпича.

В доме культуры в небольшом помещении расположился музей вепской культуры. Музей, рассказывает заведующая домом культуры Марина Валерьевна, решили создать, когда в селе начали проводить вепские праздники.
Праздник - ежегодный, называется "Древо жизни". Символ праздника - Древо Жизни, связанное с религиозно-мифологической моделью мира. "Древо жизни" рассматривается как основа вепской культуры, способ передачи национальных традиций от поколения к поколению.
Семьи представляют свои обычаи: плетут лапти, собирают веники, пекут калитки. Танцуют, поют, читают стихи. Соревнуются, например, кто быстрее распилит бревно. В столовой в этот день проходит день вепской кухни. Очень важно поддерживать культуру, обычаи, язык своего народа.
Государственности у вепсов не было, письменность появилась только после 1937 года. Сейчас в некоторых семьях говорят по вепски, но больше таких, кто понимает язык, но объясниться не может.
Вепсы - миролюбивые земледельцы, охотники, рыболовы.

Экспонаты для музея жертвовали сами жители.

Это станок для сбора ягод.

Семьи традиционно большие, дружные.

Всё сделано добротно, "на века".

Люлька из бересты.

За печкой стоял ткацкий станок. Выращивали лён, ткали. Вышивали крестом, красная и черная вышивка на белом фоне. Гладью не вышивали.

Сапоги и лапти делали сами. Зимой носили валенки.

Традиционная вепская кукла. Вепсы боялись сглаза, поэтому кукол делали без лица. Кукла служит оберегом от сглаза, пожара...

Калитки - традиционная вепская выпечка. Делается из ржаной муки. Из такой же муки пекут сканцы - блин, куда кладётся любая каша: пшённая, овсяная...

Готовили сущик. Для этого озёрную рыбу (щуку, окунь, плотву) сушили в русской печке. На противень укладывали слай малиновых веточек, на них - рыбу. Оставляли в печи на ночь. Из этой рыбы и варится сущик. С добавлением картошки, лука, специй.