путевые заметки

Ладья периода до петровских реформ

Карина День 7
В 2018 году в этих местах разыгрался страшный шторм. Ливень, град...
Штормом вынесло детали деревянной ладьи, которая более трёх веков пролежала на дне Онежского озера. Детали были раскиданы на территории площадью три километра.

Фрагменты судна вытащили на берег и передали учёным для дальнейшего исследования. Ладья сохранилась благодаря тому, что она пролежала на дне без доступа кислорода, нужно было не допустить её быстрого высыхания. Постепенно консервирующими веществами заместили воду. После этого приступили к исследованию.
Главная задача - реставрация памятника русского кораблестроения.

Основателем русского судостоения принято считать Петра I, но за многие десятилетия и даже века до Петра наши мореплаватели ходили по северным морям. С 1714 года Пётр I запретил строить традиционные поморские корабли ради судостроения по европейским чертежам. Кочи были уничтожены, технологии забыты. А ведь именно русские мореплаватели-поморы были первыми, кто когда-то достиг Шпицбергена, Новой Земли, земли Франца Иосифа.

И теперь есть уникальный артефакт, не имеющий аналогов в мире - поморский коч, судно, специально предназначенное для северных рек и озёр.
Для строительства коча создавалась артель до 10 человек. Лодку строили в течение года. Брали целое дерево, раскалывали его при помощи специальных приспособлений.

Сшивали детали при помощи просмоленных корней или крепких веток. Сохранился и мох, которым шпаклевали судно.
На строительство одной ладьи уходило 80 деревьев, 200 литров смолы, 2 километра корней.
Такие суда не имели чертежей, они строились из поколения в поколение, по опыту предков.

Учёные надеются, что этот крупный фрагмент даст возможность восстановить судно.