путевые заметки

церковь преподобного Александра Свирского

Карина День 13
После обеда мы познакомились с Валентиной Яковлевной, местной жительницей, нашим новым чудесным экскурсоводом.

Поехали на Масельгу. Это примерно 7 километров, дорога идёт в гору. По обеим сторонам на склонах растут сосны, проглядывает вода. С одной стороны - Виленское озеро, с другой - Масельгское. Масельга соединяет водосборные бассейны Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Само слово "Масельга" переводится как "водораздел" с финно-угорского. Вот и едем мы между двух озёр. Озёра разного уровня, это уникальное место.

До храма добирались по лесистому холму. Некоторые с палками.

По пути встречались старые захоронения, в 30-40-х годах XX века здесь было кладбище.

Выше кладбища перед нами показался деревянный храм преподобного Александра Свирского.

В этих местах жили ещё в 3-4-м тысячелетии до нашей эры. Жили племена язычников. Считается, что на этом месте они проводили свои обряды. В 10-11 веках появляются новгородцы, христиане. Когда они впервые пришли на эту гору, они были поражены Божиею благодатью. Они освятили это место, поставили крест и дали обет, что именно здесь они построят храм в честь Пресвятой Богородицы. Они верили, что с это горы Бог услышит все их просьбы, моленья, будет помогать им.

В 1859 году крестьяне деревень Масельга и Гужово написали ходатайство с просьбой построить здесь церковь
Им отказали, сославшись на труднодоступность этого места, небезопасность и на банальное отсутствие денег.
В те времена к крещению люди относились очень серьёзно: младенцу не давали грудь до того, как он будет крещён. И вот местные жители, в особенности гужовцы , сказали: "Нет, мы будем строить церковь, будем собирать деньги". Собрали сумму. И снова им сказали, что недостаточно средств.
Храм строили с 1859 года. Построили в 1871. Хотели освятить его в честь Пресвятой Богородицы, но в итоге пришли к решению освятить в честь преподобного Александра Свирского.

Церковь не была основной, службы были нерегулярны, постоянного священника не было.
Так было, пока не появился Алипий, молодой монах.
Ниже храма находилось кладбище Плакида, где хоронили самоубийц, некрещёных младенцев. Люди, ходившие там, говорили, что слышали голоса. Отец Алипий попросил построить ему там домик, молился там. Всё прекратилось, уладилось.
Службы проходили до 1934 года. Отца Алипия выслали в Прибалтику. Он поселился в монастыре, но связь с местными жителями держал. Нелегально, конечно.Сохранились его письма, их случайно нашли в заброшенном доме.
Отец Алипий прсил: "Где бы вы ни были, молитесь Пресвятой Богородице".
Позже отца Алипия перевели в Сибирь, там он преставился.


Храм деревянный, дерево разрушается, особенно кровля. В 80-х годах появился реставратор Дмитрий Соколов со студентами. Они познакомились с местными жителями, захотели восстановить храм. Проводили реставрационные работы снаружи и внутри храма. Сейчас сюда ездит дочь Дмитрия Соколова. Реставрационные работы прекращены.

В храме на аналое лежала икона Казанской Божией матери. На мой вопрос Валентина Яковлевна рассказала, что в 1918 году гужовцы решили построить храм в честь иконы Казанской Божией матери. Гужовцы всегда считались отличными мастерами. Храм был построен за год.

(Фото 1926 года)

Дедушка и бабушка Валентины Яковлевны родились в 1881 году. Дедушка был из бедной семьи. Он приглянулся какому-то богачу. Богач увёз его в Питер, обучил пошиву обуви. Отписал мастерскую. До революции дедушка с бабушкой жили в Питере. После революции решили ехать на родину, держаться за землю.
Питер в то время голодал. Бабушка - дочь священника Связи в Питере остались. Договорились так: в Питер привезут обоз зерна, а обратно привезут иконы.
Ваентина Яковлевна рассказывает: "Мама говорила, когда нарочный прискакал, все были на покосе. Услышав, что идёт обоз с иконами, все бросили работу, побежали навстречу ".
Поставили иконы, освятили храм в честь иконы Казанской иконы Божией матери.  21 июля отпраздновали престольный праздник.

В 1934году было последнее венчание. Церковь закрыли. Одно время помещение использовали как школу. Старший брат Валентины Яковлевны вспоминает, что было четыре класса, учительница одна. В алтаре была библиотека. Нашли старинные книги, библию, священнописания, жития. Бумаги не было. В старинных книгах текст был только с одной стороны, обратная была чистая. Учителя разрешали рвать эти книги, писать на чистых страницах. Как-то, во время сильного дождя дети оказались в школе, не могли выйти. Нашли большую полотняную икону в алтаре, разорвали её, чтобы прикрыться...
Как изменилось сознание! А ведь прошло совсем немного времени...

Здание было хорошим, крепким. Решили разобрать и перевезти его. Там был магазин. В 90-е годы прошлого века там открыли ночной клуб. После его закрыли, сделали пристройки. Мало, кто сейчас знает, что основа этого здания - церковь.
Некоторые иконы остались. На прежнем месте церкви местные жители соорудили часовенку.


(Рисунок 1986 года)

В 90-е годы часовенка "сгорела", но местные жители предполагают, что это была инсценировка.