Гостиница оказалась совсем недалеко от Ошты. Не прошло пяти минут, как мы уже выгружались из машин у здания Оштинского дома культуры.
Нас встретили радушные местные жители: экскурсовод Игорь Валерианович и сотрудницы дома культуры. От них узнали, что в Оште живет много семей коренных вепсов – древнего народа с богатейшей культурой, который до сих пор хранит свои традиции и язык.
Еще в каменный и железный века на Онежском озере существовали первые поселения. О самом городе Ошта впервые упоминается в 1496 году. «Ошта» переводится как «медвежий угол».
Это было богатое село, здесь было развито судоходство. По реке сплавляли лес до обводного канала, а оттуда уже – в Онежское озеро.
Когда-то из Ошты в поселение Жабенцы, где была пристань, вела дорога по болоту – лежнёвка. Этой дорогой от кораблей везли на лошадях продукты. За каждой оштинской семьей был закреплен определенный участок лежневки: ведь от состояния дороги зависело, доставят в село продукты, или нет.
Как известно по архивам, в этих местах бывал Александр Третий с семьей. Жил он в Вытегре, а охотился в Шимозерских лесах.
Жили здесь уездные крестьяне, коренные вепсы, большими дружными семьями. Дома строили немаленькие: семьи были по 12-15 человек. Жили в основном охотой, рыбалкой и собирательством. Вокруг бескрайние леса, огромное количество водоемов.
В Вытегорском районе площадью 1900 квадратных километров находится 1300 рек, озер и ручьев, в том числе часть акватории Онежского озера. Поэтому здешний край часто называют маленькой Швейцарией.
Домашний скот почти не заводили: полей почти нет, негде было косить траву. А из-за частых дождей не было возможности заготавливать сено.
По этим же причинам огороды были совсем небольшие. За короткое лето посевы не успевали вырасти. Основной продукт – репа, ее выращивали на маленьких участках между лесами, которые сами же вычищали. Сажали еще лен: в основном из него делали всю одежду.
В каждой семье за печкой стоял ткацкий станок.
![](https://static.tildacdn.com/tild3562-3537-4564-a338-623661313635/20200723_163411.jpg)
Очень интересна вепская национальная кухня, хоть готовили здесь из простых продуктов. Например, «калитки»: открытые пирожки из пресного теста с различными начинками, края защипывают. Бывают разной формы, но здесь они круглые.
![](https://static.tildacdn.com/tild3936-6138-4038-b561-386332316637/20200724_213215.jpg)
«Сущик» - вид супа: озерную рыбу (чаще всего окунь) всю ночь сушат в печке на противне с малиновыми веточками. Затем добавляют картошку и лук и варят сущик.
«Сканцы»: в блин из ржаной муки закатывают пшенную или овсяную кашу, реже – картошку.
«Колбы»: выпечка, чем-то похожая на ватрушку. В качестве начинки – толокно, творог.
В бочках солили рыбу, грибы, квасили капусту. Из бересты плели короба, в которых хранили сушенные грибы и яблоки. Яблоки, как нам рассказали, собирали с диких яблонь.
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-3130-4233-a237-303064396139/20200722_151108.jpg)
Подойники для молока были с носиками, которые вырезались из цельного куска древесины.
![](https://static.tildacdn.com/tild6366-6566-4162-b738-316237373830/20200722_185927.jpg)
У вепсов в вышивке есть свой национальный узор. Чаще всего это птицы и геометрические фигуры, которые вышивали красными и черными нитками.
![](https://static.tildacdn.com/tild3663-3463-4461-a332-326231396436/20200722_151005.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6264-3638-4331-b239-653263303539/20200722_150937.jpg)
До нашего времени сохранилась липовая аллея Курчатовых, которую заложил купец Курчатов. Занимался он торговлей и гончарным делом.
В Оште издавна были известны залежи красной и белой глины. Когда-то здесь был кирпичный завод.
В окрестностях города есть источники, питающие Онежское озеро. От источников по трубам воду подавали на завод, откуда потом она отправлялась по деревням. Теперь он не действует.
![](https://static.tildacdn.com/tild3432-6531-4062-a562-643032386337/20200722_144419.jpg)
Вепсы редко выходили за пределы родной деревни. Исключение составило военное время. Часть населения была призвана, кого-то эвакуировали. Город опустел и позже был разбомблен финской артиллерией.
В городе стояли две церкви: каменная, в которой шли службы летом и рядом деревянная, в ней служили зимой. За военные годы их разбомбили, потому что на колокольнях стояли орудия Красной армии.
Город стоял в руинах до 1948 года. Никто не хотел возвращаться в родные места: все знали, что возвращаться некуда. За военные годы местные жители успели осесть в других деревнях, и власти стали насильственно сгонять вепсов на восстановление города.
Организовывали субботники по разбору руин храма. Из церковного кирпича построили многочисленные больничные постройки с поликлиниками и моргом.
На месте церковного кладбища теперь стоит Дом культуры.
Сейчас в Оште до сих пор живут вепсы. Многие говорят на своем родном языке, которого существует множество разновидностей. Они очень бережно хранят свои традиции.
Каждый год, 9 августа, проходит народный праздник вепской культуры «Древо Жизни». На этом большом мероприятии готовят блюда из вепской национальной кухни, проводят игры и конкурсы.
В Петрозаводске есть университеты с факультетами вепской культуры.