путевые заметки

Вепская культура

Екатерина День 5
Сегодня весь день, с небольшими перерывами, идет дождь. Выбраться из гостиницы смогли только после полудня.

Гостиница оказалась совсем недалеко от Ошты. Не прошло пяти минут, как мы уже выгружались из машин у здания Оштинского дома культуры.

Нас встретили радушные местные жители: экскурсовод Игорь Валерианович и сотрудницы дома культуры. От них узнали, что в Оште живет много семей коренных вепсов – древнего народа с богатейшей культурой, который до сих пор хранит свои традиции и язык.

Еще в каменный и железный века на Онежском озере существовали первые поселения. О самом городе Ошта впервые упоминается в 1496 году. «Ошта» переводится как «медвежий угол».

Это было богатое село, здесь было развито судоходство. По реке сплавляли лес до обводного канала, а оттуда уже – в Онежское озеро.

Когда-то из Ошты в поселение Жабенцы, где была пристань, вела дорога по болоту – лежнёвка. Этой дорогой от кораблей везли на лошадях продукты. За каждой оштинской семьей был закреплен определенный участок лежневки: ведь от состояния дороги зависело, доставят в село продукты, или нет.

Как известно по архивам, в этих местах бывал Александр Третий с семьей. Жил он в Вытегре, а охотился в Шимозерских лесах.

Жили здесь уездные крестьяне, коренные вепсы, большими дружными семьями. Дома строили немаленькие: семьи были по 12-15 человек. Жили в основном охотой, рыбалкой и собирательством. Вокруг бескрайние леса, огромное количество водоемов.
В Вытегорском районе площадью 1900 квадратных километров находится 1300 рек, озер и ручьев, в том числе часть акватории Онежского озера. Поэтому здешний край часто называют маленькой Швейцарией.

Домашний скот почти не заводили: полей почти нет, негде было косить траву. А из-за частых дождей не было возможности заготавливать сено.

По этим же причинам огороды были совсем небольшие. За короткое лето посевы не успевали вырасти. Основной продукт – репа, ее выращивали на маленьких участках между лесами, которые сами же вычищали. Сажали еще лен: в основном из него делали всю одежду.

В каждой семье за печкой стоял ткацкий станок.

Очень интересна вепская национальная кухня, хоть готовили здесь из простых продуктов. Например, «калитки»: открытые пирожки из пресного теста с различными начинками, края защипывают. Бывают разной формы, но здесь они круглые.

«Сущик» - вид супа: озерную рыбу (чаще всего окунь) всю ночь сушат в печке на противне с малиновыми веточками. Затем добавляют картошку и лук и варят сущик.
«Сканцы»: в блин из ржаной муки закатывают пшенную или овсяную кашу, реже – картошку.
«Колбы»: выпечка, чем-то похожая на ватрушку. В качестве начинки – толокно, творог.
В бочках солили рыбу, грибы, квасили капусту. Из бересты плели короба, в которых хранили сушенные грибы и яблоки. Яблоки, как нам рассказали, собирали с диких яблонь. 



Подойники для молока были с носиками, которые вырезались из цельного куска древесины.

У вепсов в вышивке есть свой национальный узор. Чаще всего это птицы и геометрические фигуры, которые вышивали красными и черными нитками.


До нашего времени сохранилась липовая аллея Курчатовых, которую заложил купец Курчатов. Занимался он торговлей и гончарным делом.
В Оште издавна были известны залежи красной и белой глины. Когда-то здесь был кирпичный завод.

В окрестностях города есть источники, питающие Онежское озеро. От источников по трубам воду подавали на завод, откуда потом она отправлялась по деревням. Теперь он не действует.

Вепсы редко выходили за пределы родной деревни. Исключение составило военное время. Часть населения была призвана, кого-то эвакуировали. Город опустел и позже был разбомблен финской артиллерией.

В городе стояли две церкви: каменная, в которой шли службы летом и рядом деревянная, в ней служили зимой. За военные годы их разбомбили, потому что на колокольнях стояли орудия Красной армии.

Город стоял в руинах до 1948 года. Никто не хотел возвращаться в родные места: все знали, что возвращаться некуда. За военные годы местные жители успели осесть в других деревнях, и власти стали насильственно сгонять вепсов на восстановление города.

Организовывали субботники по разбору руин храма. Из церковного кирпича построили многочисленные больничные постройки с поликлиниками и моргом.

На месте церковного кладбища теперь стоит Дом культуры.

Сейчас в Оште до сих пор живут вепсы. Многие говорят на своем родном языке, которого существует множество разновидностей. Они очень бережно хранят свои традиции.
Каждый год, 9 августа, проходит народный праздник вепской культуры «Древо Жизни». На этом большом мероприятии готовят блюда из вепской национальной кухни, проводят игры и конкурсы.
В Петрозаводске есть университеты с факультетами вепской культуры.