Триста шестьдесят шесть шейхов в Сибири
Случайное открытие
Шёл восьмой день проекта "Я иду, открываю Россию" в Тюменской области.

Эдуард Цвигун привычным размашистым шагом удалялся вглубь леса, а мне предстояло проехать коротким путем в село Аслана, где нас ожидали еще накануне. Но мы отстаем от графика примерно на день и вместо предложенного ночлега в школьном спортивном зале, Эдуард наскоро перекусит, а я задержусь на пару часов с кем-нибудь пообщаться на пока неизвестную мне тему.
Итак, что нам известно:
- Аслана - татарское село
- встречаемся с директором школы
- в школе есть музей

У меня уже накопились некоторые вопросы про житьё-бытьё сибирских татар и может быть мне удастся поговорить с кем-нибудь по душам. Но кого я найду для такой беседы в будний день? Скорее всего опять придется ограничиться рассказом о целях проекта, наскоро пробежаться по школьному музею и раскланяться, дабы не отвлекать встречающих от текущих забот.

Погрузившись в эти размышления я почти проехал мимо странного сооружения на обочине дороги, случайно заметив его боковым зрением. Какая-то беседка на краю леса. Да, откровенно говоря, я бы проехал мимо, если бы не обратил внимание на человека, спешащего от этой беседки к автомобилю, стоящему неподалеку. Человек был настолько тороплив, что создавалось впечатление, что ради посещения беседки он прервал важную поездку и теперь торопился наверстать.
Безусловно мне стоило развернуться и ознакомиться с этим объектом.

До чего же кстати у меня оказалась камера GoPro. Наверняка получится любопытный репортаж...

о чем это видео
Что это за беседка на краю леса?

Причем здесь султан Баязид?

Так я впервые услышал про 366 шейхов

Какие они разные - сибирские татары!

Вот о чем я теперь буду расспрашивать...
Почтенный Аляф, сын султана Баязида?
А теперь мы копнём поглубже
мы вернулись домой, в Москву, но загадка сына Баязида пока не решена.

Любопытно, всё же, как по-разному местные жители понимают одни и те же вещи. Вот, к примеру, есть такое слово на Урале - "двоедане". В принципе, уральские жители русской культуры сразу говорят, что так называют старообрядцев. Причина в том, что Петр Первый обложил их двойным налогом за ношение бороды. А вот живущие рядом татары далеко не всегда правильно понимают значение этого термина. Я слышал такие толкования:
- "двоедане" так называются потому что крестятся двумя перстами
- или потому что у них двойная религия - верят в Христа и в идолов
Вот так, люди разных культур не всегда вникают в ньюансы истории соседей, даже если они столетиями взаимодействуют, разделяя невзгоды и успехи одной большой страны.
Так что узнавать про сибирских татар лучше всего у самих сибирских татар. А, кстати, существуют ли сибирские татары как субэтнос? Как, например, поморы на севере России, со своими, присущими только им традициями. А есть ли какие особенные традиции у сибирских татар?
Эти и многие другие вопросы я втропях и при случае задавал собеседникам, и получал порой неожиданные ответы. К примеру, в качестве одной из причин зажиточности татарских семей неожиданно была названа Зависть. "Мы, татары, весьма завистливый народ и если у кого-то из нас появляется что-то хорошее, то мы обязательно хотим себе точно такое же и даже лучше". Я, правда, не думаю, что это исключительно татарское качество, но если это и так, то трудно отказаться от мысли, что может это и не зависть вовсе. А вот - совсем изумивший меня факт: до середины прошлого века сибирские татары практически не занимались огородничеством. Это подтверждали несколько моих собеседников - картошку начали сажать лишь в 1956 году, когда голод припёр. А до того - покупали ее в русских сёлах или, при совсем уж трагичных обстоятельствах, собирали оставшиеся после сбора урожая мерзлые корнеплоды. Сейчас это трудно это себе представить, глядя на крепкие хозяйства татарских деревень.
Так в спешке и суете я пытался что-то узнать про заинтересовавшую меня личность "почтенного Аляфа, сына султана Баязида", но никто толком рассказать ничего не мог.
В какой-то момент мне показалось, что я близок к разгадке, когда мне посоветовали пообщаться с Фархадом Мачитовым, безусловно знающим и авторитетным человеком - имамом мечети в селе Ярково. Фархад хазрат, так мне его представили, оказался довольно молодым человеком, глубоко погруженным в вопросы богословия и религиозных традиций. А вот вопросы, связанные с историей сибирских татар Фархад хазрат решил переадресовать своему коллеге Искандер хазрату, с которым мы вряд ли сможем встретиться в этот мой приезд в Тюмень.

И вот, я в Москве, и мне предстоит пообщаться с Искандер хазратом на интересующие меня темы уже через Интернет.




о чем это видео
- Что такое "хазрат"
- Как происходила исламизация татар, разные версии
- 366 шейхов и воины действительно были. Но когда?
- Откуда пришли сибирские татары! Они саргаты?
- Татарский мир
- Турецкое влияние
- Почему татарские села такие крепкие
- Что такое "Цым"? в Интернете найти непросто
- Роль Кучума в продвижении ислама.
- Будущее сибирских татар.

Беседа с Искандер хазратом