Триста шестьдесят шесть шейхов в Сибири
Случайное открытие
Шёл восьмой день проекта "Я иду, открываю Россию" в Тюменской области.

Эдуард Цвигун привычным размашистым шагом удалялся вглубь леса, а мне предстояло проехать коротким путем в село Аслана, где нас ожидали еще накануне. Но мы отстаем от графика примерно на день и вместо предложенного ночлега в школьном спортивном зале, Эдуард наскоро перекусит, а я задержусь на пару часов с кем-нибудь пообщаться на пока неизвестную мне тему.
Итак, что нам известно:
- Аслана - татарское село
- встречаемся с директором школы
- в школе есть музей

У меня уже накопились некоторые вопросы про житьё-бытьё сибирских татар и может быть мне удастся поговорить с кем-нибудь по душам. Но кого я найду для такой беседы в будний день? Скорее всего опять придется ограничиться рассказом о целях проекта, наскоро пробежаться по школьному музею и раскланяться, дабы не отвлекать встречающих от текущих забот.

Погрузившись в эти размышления я почти проехал мимо странного сооружения на обочине дороги, случайно заметив его боковым зрением. Какая-то беседка на краю леса. Да, откровенно говоря, я бы проехал мимо, если бы не обратил внимание на человека, спешащего от этой беседки к автомобилю, стоящему неподалеку. Человек был настолько тороплив, что создавалось впечатление, что ради посещения беседки он прервал важную поездку и теперь торопился наверстать.
Безусловно мне стоило развернуться и ознакомиться с этим объектом.

До чего же кстати у меня оказалась камера GoPro. Наверняка получится любопытный репортаж...

о чем это видео
Что это за беседка на краю леса?

Причем здесь султан Баязид?

Так я впервые услышал про 366 шейхов

Какие они разные - сибирские татары!

Вот о чем я теперь буду расспрашивать...
Почтенный Аляф, сын султана Баязида?
А теперь мы копнём поглубже
мы вернулись домой, в Москву, но загадка сына Баязида пока не решена.

Любопытно, всё же, как по-разному местные жители понимают одни и те же вещи. Вот, к примеру, есть такое слово на Урале - "двоедане". В принципе, уральские жители русской культуры сразу говорят, что так называют старообрядцев. Причина в том, что Петр Первый обложил их двойным налогом за ношение бороды. А вот живущие рядом татары далеко не всегда правильно понимают значение этого термина. Я слышал такие толкования:
- "двоедане" так называются потому что крестятся двумя перстами
- или потому что у них двойная религия - верят в Христа и в идолов
Вот так, люди разных культур не всегда вникают в ньюансы истории соседей, даже если они столетиями взаимодействуют, разделяя невзгоды и успехи одной большой страны.
Так что узнавать про сибирских татар лучше всего у самих сибирских татар. А, кстати, существуют ли сибирские татары как субэтнос? Как, например, поморы на севере России, со своими, присущими только им традициями. А есть ли какие особенные традиции у сибирских татар?
Эти и многие другие вопросы я втропях и при случае задавал собеседникам, и получал порой неожиданные ответы. К примеру, в качестве одной из причин зажиточности татарских семей неожиданно была названа Зависть. "Мы, татары, весьма завистливый народ и если у кого-то из нас появляется что-то хорошее, то мы обязательно хотим себе точно такое же и даже лучше". Я, правда, не думаю, что это исключительно татарское качество, но если это и так, то трудно отказаться от мысли, что может это и не зависть вовсе. А вот - совсем изумивший меня факт: до середины прошлого века сибирские татары практически не занимались огородничеством. Это подтверждали несколько моих собеседников - картошку начали сажать лишь в 1956 году, когда голод припёр. А до того - покупали ее в русских сёлах или, при совсем уж трагичных обстоятельствах, собирали оставшиеся после сбора урожая мерзлые корнеплоды. Сейчас это трудно это себе представить, глядя на крепкие хозяйства татарских деревень.
Так в спешке и суете я пытался что-то узнать про заинтересовавшую меня личность "почтенного Аляфа, сына султана Баязида", но никто толком рассказать ничего не мог.
В какой-то момент мне показалось, что я близок к разгадке, когда мне посоветовали пообщаться с Фархадом Мачитовым, безусловно знающим и авторитетным человеком - имамом мечети в селе Ярково. Фархад хазрат, так мне его представили, оказался довольно молодым человеком, глубоко погруженным в вопросы богословия и религиозных традиций. А вот вопросы, связанные с историей сибирских татар Фархад хазрат решил переадресовать своему коллеге Искандер хазрату, с которым мы вряд ли сможем встретиться в этот мой приезд в Тюмень.

И вот, я в Москве, и мне предстоит пообщаться с Искандер хазратом на интересующие меня темы уже через Интернет.




о чем это видео
- Что такое "хазрат"
- Как происходила исламизация татар, разные версии
- 366 шейхов и воины действительно были. Но когда?
- Откуда пришли сибирские татары! Они саргаты?
- Татарский мир
- Турецкое влияние
- Почему татарские села такие крепкие
- Что такое "Цым"? в Интернете найти непросто
- Роль Кучума в продвижении ислама.
- Будущее сибирских татар.

Беседа с Искандер хазратом
Мог ли шейх Аляф быть сыном турецкого султана?
Беседа с Искандер хазратом получилась интересной, но относительно почтенного Аляфа "сына султана Баязида" ясности не прибавилось.
Предположим, шейх Аляф пришел в эти края в конце 14-го века из Бухары или Коканда. Эти земли, в тот период, были под властью Тамерлана, который активно расширял свои владения, покоряя соседние государства. После захвата Индии Тамерлан готовился к походу на Китай и захват Турции не входил в его планы.
Напротив, Тамерлан отправил посольство к Баязиду с предложением о почётном мире и разделе территории Малой Азии на зоны влияния. Очевидно, турецкий султан не вполне понимал, с кем имеет дело и его ответ был не просто отрицательным, но содержал личные оскорбления:

"Твои армии бесчисленны, пусть так;
но что такое стрелы твоих шустрых татар против ятаганов и боевых топоров моих непоколебимых и непобедимых янычар?
Я обязан охранять беев, которые искали моего покровительства.
Ищи их в моих шатрах.
Если я побегу от твоего оружия, пусть мои жёны будут трижды отрешены тобою от моего ложа.
Но если у тебя самого не хватит мужества встретиться со мною на поле битвы,
то может быть, ты сам примешь своих жён oбратно, после того, как они трижды окажутся в объятиях чужестранца"
.

В битве при Анкаре (1402 г.), армия султана была разбита наголову, а сам султан будет пленён и остаток дней проведет в металлической клетке, перевозимой вслед за великим победителем. Умрёт Баязид в 1403 году. Впрочем, Тамерлан переживет его всего лишь на пару лет и скончается во время своего китайского похода. Вот так, опрометчивость турецкого султана, стоившая ему власти и жизни, отсрочила начало последней военной кампании Тамерлана и, возможно, спасла Китай от очередного захвата татаро-монголами.

Ну а как же насчет "Аляфа, сына султана Баязида"? Вряд ли султан мог повлиять на состав военно-религиозной экспедиции, формировавшейся на вражеской территории. А что, если почтенный Аляф отправился в Сибирь гораздо позже, уже после распада империи Тамерлана?
Тогда захороненный шейх, всё же, мог иметь родственные связи со знаменитым турецким султаном, а слово "сын" употребляется в фигуральном смысле, подразумевая одного из поздних потомков.

"Впрочем - добавил мой собеседник - на эту тему лучше пообщаться с кем-нибудь из профессиональных историков. Ведь шейхи приходили сюда несколько раз и в разные столетия".

И буквально на следующий день от него пришло короткое сообщение:
"Кандидат исторических наук, Гульсифа Такиюлловна Бакиева. Она ожидает Вашего звонка".
Далее следовал номер телефона и примечание - "... и к тому же она - сибирская татарка".

....

Встреча в Тобольске
Кто бы мог подумать, насколько меня зацепила эта история!

Где Москва и где Тюмень.... и вот я снова, спустя два месяца проезжаю по знакомым местам, но на этот раз без остановки минуя мавзолей почтенного Аляфа. Я тороплюсь в Тобольск. Да-да, я специально приехал в Тюмень и теперь, взяв напрокат автомобиль направляюсь в Тобольск, где живет Гульсифа Такиюлловна. По дороге нужно заехать в Аслану а заодно и в Ярково и Староалександровку, удивив такой оказией некоторых людей, приятно-памятных мне по Тюменскому этапу проекта "Я иду, открываю Россию..."

Предварительная телефонная беседа с Гульсифой Такиюлловной Бакиевой, с которой мне порекомендовал пообщаться Искандер хазрат, оказалась не слишком долгой. Но этого хватило, чтобы принять решение о личной встрече в самое ближайшее время.

Гульсифа Такиюлловна Бакиева — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук (г.Тюмень), федеральный эксперт научно-технической сферы, доцент Тюменского индустриального университета (филиал в г.Тобольске). Она — автор 110 научных работ, из них 7 монографий.

Помимо вопроса про шейха Аляфа мне хочется распросить мою собеседницу об истории народов, населяющих эти места. У меня такое ощущение, что я, наконец, нашел человека, способного ответить на любые вопросы по этой теме.
О чем это видео:
- Что такое "астана" и зачем приходили шейхи, павшие в битвах за веру
- Найдены документальные свидетельства
- Астана - святые места захоронений шейхов
- Роль хана Кучума в появлении мавзолеев
- о современных потомках Худайберди шейха
- "Караучи" - династии смотрителей за могилами
- О провале политики христианизации в XIII и XX веках
- Почитание святых могил возможно противоречит ортодоксальному исламу, но соответствует древнему культу предков
- несмотря на изначальное множество племён сейчас мы все "сибирские татары", но, всё же остаются различия
- Зачем нам Halloween, если у нас есть свои традиции
- Про снежки с начинкой
- Седьмой хлеб - в дар
- День рождения празднуют лишь с конца 20 века
- Зачем уважаемым людям столько белых ниток
- Почему у сибирских татар нет фамилии "Кузнецов"
- Почему Вы занимаетесь этими исследованиями?
- А при царях татары жили по шариату или по адатам
- Что лучше - плавильный котел или сохранение своей идентичности?
- Есть такая нация - "Россияне"?
- "Вы наблюдаете влияние внешних сил, направленных на раскол по национальному признаку?"
- Мечта сибирской татарки.
Беседа в Тобольске
События тех времен
Мне захотелось сопоставить самые важные события, происходившие в Сибири и на Руси.
Поработав несколько часов я сделал вот такую схему:
XIV-XVIв.
Русь - Сибирь

(сравнительная хронология)
Есть кому задать вопросы!
Для того, чтобы разобраться в деталях тех событий и постараться понять, как на территории Сибири взаимодействовали населявшие ее народы, мне удалось организовать онлайн встречу двух профессиональных историков:

Гульсифа Такиюлловна Бакиева — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук (г.Тюмень), федеральный эксперт научно-технической сферы, доцент Тюменского индустриального университета (филиал в г.Тобольске). Она — автор 110 научных работ, из них 7 монографий.

Александр Александрович Черёмин - историк, писатель, профессор, независимый эксперт по истории России и сопредельных государств. Автор более 385 публикаций по истории России и сопредельных государств, исчезнувших государств, истории государственных учреждений, краеведению, военной истории, антитеррору, генеалогии, нумизматике, фалеристике, палеографии, топонимике, политологии, геополитике, биографии выдающихся деятелей истории разведки и контрразведки.




О чем это видео:
- Мои собеседники о своей жизни и работе
- вхождение в состав империи Чингисхана произошло в 1220-е годы
- Тохташмыш - первый независимый сибирский хан
- Объединитель всех сибирских юртов - Ибак
- Пушнина - самый ценный товар средних веков
- Роль этнографических экспедиций в получении новых знаний
- Почему Тайбугины не могли носить ханский титул
- Почему в борьбе за наследие Золотой Орды победил Иван Грозный
- Иван Грозный: "Татары всех улусов, объединяйтесь!"
- Как Иван Грозный опередил персов
- Зачем казаков убрали из Астрахани и Средней Волги
- Хитрый ход Ивана Грозного: казаки "самовольно" совершали набеги на сибирских татар
- "Сибирские татары помнят о том, что Ермак - это разбойник, а не герой"
- Кучум считается последним легитимным ханом и исламским просветителем
- В чём ошибка Кучума
- Как потомки Кучума переходили на службу русским царям
- Весомые аргументы для перехода в православие
- Насильственная христианизация сибирских татар в середине XIII века и как она прекратилась
- Русские переселенцы не встречали существенных препятствий в Сибири
- "Стенка на стенку" - всероссийская традиция
- Любовь к Родине объединяет всех
- "Прокофьев день" - праздник в татарской деревне
- Можно уверенно говорить о мирном сосуществовании двух великих народов
- Что такое "Заболотье" и почему туда опять хочется
- Предание о спасении дочери Токтамыша
- Эпос "Едигей" - сказание об основателе Ногайской орды великом полководце Едигее
Николай Федорович Катанов (1862-1922). Выдающийся российский учёный. Лингвист, тюрколог, этнограф, фольклорист, общественный деятель.
Но вернёмся к шейхам....
Почему у профессиональных историков нет сомнений в том, что военный поход шейхов действительно был? Дело в том, что были найдены древние рукописи и первым исследователем этих рукописей был Николай Федорович Катанов (1862-1922), который в 1904 году опубликовал статью "О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири".

История жизни этого выдающегося российского учёного заслуживает отдельного исследования.

Вот что писал он в автобиографии:
"Отец мой был татарин племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют, отец по профессии был улусный писарь своего племени. Как я, так и родители мои — христиане православного вероисповедания. Родители и все предки исповедовали христианство, которое введено в долину Абакана в XVIII столетии, и вместе с тем открыто держались шаманских обрядов: участвовали в жертвоприношениях духам гор, воды, огня и неба и молились этим духам как покровителям домашнего скота и людей"

Может быть в работах Катанова мы можем найти ответ на загадку о родословной почтенного Аляфа?
Он действительно был сыном султана Баязида, однако есть ньюанс!
Согласно найденным рукописям некоторые татарские племена, обитавшие на берегу Иртыша пришли из той части Китая, которая в VII веке подверглась исламизации усилиями "повелителя правоверных Алия" - зятя пророка Мухаммеда. Они сохранили свою языческую веру и продолжали поклоняться идолам. Земля была просторна, людей было мало и пришедших татар без агрессии встретили уже живущие здесь иные языческие племена. И вот, спустя сотни лет было решено опять попытаться привести их к истинной вере в единого бога. Для этого из Средней Азии в Сибирь и отправился отряд исламских религиозных деятелей, представлявших разные течения ислама. Для укрепления военной компоненты участники экспедиции обратились к хану Шейбану, правившему в степях Средней Орды. Тот поддержал идею осуществления такого похода и выделил 1700 воинов.

Дальнейшие события описываются в рукописях следующим образом:

"В то время у реки Иртыша было 3 разных народа: первый народ Хотан, второй народ Ногай, третий народ Кара-Кыпчак, (а потом явились и другие:) четвёртый — бежавшие бунтовщики Тархан-хана, которые стали стали жить с ними, пятый — Остяцкий народ, который также, помогая им, участвовал в сражении, потому что он был одной с ними веры. Упомянутые тут шейхи, соединивши с Шейбаном силы, сражались тут как истинные храбрецы. Язычников и татар они истребили несметное количество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни оврага, ни речки, где бы они не бились, и тем язычникам не дали даже возможности бежать (букв.: лицо земли сделали тесным), но из них самих 300 конных шейхов стяжали мученический венец, павши кто на суше, кто на воде, кто на болоте. Беглецы Тарган-хана вернулись и бежали в Китай, Остяцкий народ бежал в лес, некоторые из народов Хотан, Ногай и Кара-Кыпчак исповедали веру ислама, а некоторые, хотя и спаслись здравы невредимы, всё-таки, натолкнувшись на гнев шейхов, отчасти ослабли, отчасти обезумели и, испугавшись, тоже обратились к вере ислама и бежать дальше не могли. Остяки впоследствии стали язычниками и лишились веры (т.е. ислама)."

Итак, сами шейхи были из разных мест Средней Азии, в том числе из Бухары и Коканда, а вот 1700 воинов им в помощь дал не Тамерлан, а хан Шейбан, правивший Средней Ордой, которая располагалась на территории современного Казахстана и не являлась частью империи Тамерлана.
То есть, этот поход действительно был одним из эпизодов религиозных войн того времени и его не стоит рассматривать как попытку расширения империи Тамерлана в Сибирском направлении. Да, Тамерлан проявлял военную активность в Великой Степи и в Поволжье, но его основные территориальные захваты совершались в южном направлении.
Трудно однозначно оценить, насколько успешным оказалось это предприятие. С военной точки зрения - успех сомнителен, поскольку в кровопролитных сражениях погибли 300 шейхов и около 90 процентов сопровождавших их профессиональных воинов. Однако зерна ислама были посеяны и несколько оставшихся в живых шейхов приняли решение остаться в Сибири, чтобы продолжать миссионерскую деятельность уже мирными способами.

Некоторые могилы шейхов были впоследствии обнаружены и среди них оказалась та самая, возле деревни НовоАтьялово, где, как утверждается и похоронен "почтенный Аляф, сын султана Баязида".
Итак, самое время поискать в рукописях Катанова что-нибудь об этом шейхе.
Эта астана упоминается в рукописях как могила возле деревни Атьялово и захороненный в ней человек и впрямь именуется "почтенным Аляфом, сыном султана Баязида".

Однако, в исследованиях Катанова также приводятся дополнительные данные по некоторым из захороненных шейхов. В частности, там утверждается, что Аляф был сыном религиозного деятеля по имени Баязид Тайфури Бастами-ходжа, жившего с 777 по 845 годы.
Но почему же в рукописях его именуют султаном?
На этот последний вопрос мы также находим ответ у Катанова:

У суфиев (мистиков) названия «султан», «шах», «паша» и т.д. не имеют ничего общего с каким-либо официальным положением носителей этих титулов, как это было в Османской империи. Их именовали таким образом, чтобы выразить к ним особое почтение.

Ну вот и найдены все ответы на вопросы, возникшие у меня при случайном посещении мавзолея в лесу близ дороги.

Однако, СТОП! А как же Аляф живший в конце XIV века может быть сыном человека, умершего в IX веке? Неужели прав Искандер хазрат, предположивший, что сыном могут именовать и относительно далекого потомка "султана Баязида"?
Наверное так оно и есть....


Еще один сюрприз
Уже казалось, что добавить к найденному нечего и нужно найти какие-то правильные слова для завершения этой истории. Но хотелось поискать интересные факты из других источников, не только из рукописей Катанова.

И снова открытие не заставило себя долго ждать. Оказывается, были найдены более древние рукописи, предположительно повествующие о тех же событиях.
Научный сотрудник тюменского краеведческого музея Рашид Рахимов в своих исследованиях приходит к выводу о том, что 366 шейхов приходили в Сибирь не в конце XIV века, а двумя столетиями ранее.

Трудно сказать, насколько это соответствует истине, но мне кажется, что эта версия имеет так же право на существование. Особенно приятно, что это открытие сделано уже в наши дни. И разгадка снова неоднозначна и она ждёт своих исследователей.

Заключение
Ну вот и завершилось моё личное непрофессиональное исследование. Случайная находка на обочине сибирской дороги заставила меня углубиться не только в лесную чащу, но и в далекую историю предков, по земле которых мы идем, открывая Россию. Нашу общую Россию, нашу общую историю...