Он действительно был сыном султана Баязида, однако есть ньюанс!
Согласно найденным рукописям некоторые татарские племена, обитавшие на берегу Иртыша пришли из той части Китая, которая в VII веке подверглась исламизации усилиями "повелителя правоверных Алия" - зятя пророка Мухаммеда. Они сохранили свою языческую веру и продолжали поклоняться идолам. Земля была просторна, людей было мало и пришедших татар без агрессии встретили уже живущие здесь иные языческие племена. И вот, спустя сотни лет было решено опять попытаться привести их к истинной вере в единого бога. Для этого из Средней Азии в Сибирь и отправился отряд исламских религиозных деятелей, представлявших разные течения ислама. Для укрепления военной компоненты участники экспедиции обратились к хану Шейбану, правившему в степях Средней Орды. Тот поддержал идею осуществления такого похода и выделил 1700 воинов.
Дальнейшие события описываются в рукописях следующим образом:
"В то время у реки Иртыша было 3 разных народа: первый народ Хотан, второй народ Ногай, третий народ Кара-Кыпчак, (а потом явились и другие:) четвёртый — бежавшие бунтовщики Тархан-хана, которые стали стали жить с ними, пятый — Остяцкий народ, который также, помогая им, участвовал в сражении, потому что он был одной с ними веры. Упомянутые тут шейхи, соединивши с Шейбаном силы, сражались тут как истинные храбрецы. Язычников и татар они истребили несметное количество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни оврага, ни речки, где бы они не бились, и тем язычникам не дали даже возможности бежать (букв.: лицо земли сделали тесным), но из них самих 300 конных шейхов стяжали мученический венец, павши кто на суше, кто на воде, кто на болоте. Беглецы Тарган-хана вернулись и бежали в Китай, Остяцкий народ бежал в лес, некоторые из народов Хотан, Ногай и Кара-Кыпчак исповедали веру ислама, а некоторые, хотя и спаслись здравы невредимы, всё-таки, натолкнувшись на гнев шейхов, отчасти ослабли, отчасти обезумели и, испугавшись, тоже обратились к вере ислама и бежать дальше не могли. Остяки впоследствии стали язычниками и лишились веры (т.е. ислама)."
Итак, сами шейхи были из разных мест Средней Азии, в том числе из Бухары и Коканда, а вот 1700 воинов им в помощь дал не Тамерлан, а хан Шейбан, правивший Средней Ордой, которая располагалась на территории современного Казахстана и не являлась частью империи Тамерлана.
То есть, этот поход действительно был одним из эпизодов религиозных войн того времени и его не стоит рассматривать как попытку расширения империи Тамерлана в Сибирском направлении. Да, Тамерлан проявлял военную активность в Великой Степи и в Поволжье, но его основные территориальные захваты совершались в южном направлении.
Трудно однозначно оценить, насколько успешным оказалось это предприятие. С военной точки зрения - успех сомнителен, поскольку в кровопролитных сражениях погибли 300 шейхов и около 90 процентов сопровождавших их профессиональных воинов. Однако зерна ислама были посеяны и несколько оставшихся в живых шейхов приняли решение остаться в Сибири, чтобы продолжать миссионерскую деятельность уже мирными способами.
Некоторые могилы шейхов были впоследствии обнаружены и среди них оказалась та самая, возле деревни НовоАтьялово, где, как утверждается и похоронен "почтенный Аляф, сын султана Баязида".
Итак, самое время поискать в рукописях Катанова что-нибудь об этом шейхе.
Эта астана упоминается в рукописях как могила возле деревни Атьялово и захороненный в ней человек и впрямь именуется "почтенным Аляфом, сыном султана Баязида".
Однако, в исследованиях Катанова также приводятся дополнительные данные по некоторым из захороненных шейхов. В частности, там утверждается, что Аляф был сыном религиозного деятеля по имени Баязид Тайфури Бастами-ходжа, жившего с 777 по 845 годы.
Но почему же в рукописях его именуют султаном?
На этот последний вопрос мы также находим ответ у Катанова:
У суфиев (мистиков) названия «султан», «шах», «паша» и т.д. не имеют ничего общего с каким-либо официальным положением носителей этих титулов, как это было в Османской империи. Их именовали таким образом, чтобы выразить к ним особое почтение.
Ну вот и найдены все ответы на вопросы, возникшие у меня при случайном посещении мавзолея в лесу близ дороги.
Однако, СТОП! А как же Аляф живший в конце XIV века может быть сыном человека, умершего в IX веке? Неужели прав Искандер хазрат, предположивший, что сыном могут именовать и относительно далекого потомка "султана Баязида"?
Наверное так оно и есть....